Задача любого контроля в основном состоит в предотвращении возможности правонарушения.
По отношению к контролируемому действию выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Именно два первых вида контроля реализуют его превентивную функцию. Однако оба эти вида отсутствуют в НК РФ, а предпочтение отдано последующему контролю.
Даже камеральные проверки, относящиеся к методам текущего контроля, превращены практикой налоговых органов и арбитражных судов в метод последующего контроля. Представление в налоговую инспекцию декларации означает ту черту, за которой исправление ошибок в отчетности практически невозможно без негативных последствий для налогоплательщика. Однако по первоначальной задумке авторов НК РФ в ходе камеральных проверок инспектор должен провести счетную проверку отчетности и при выявлении ошибок и несоответствий предложить налогоплательщику внести исправления. Такие ошибки не должны рассматриваться как правонарушение, влекущее наложение санкций.
Одним из направлений реформы налогового администрирования является совершенствование механизма камеральных проверок. Для этого необходимо разработать и принять новую редакцию ст. 88 Налогового кодекса РФ.
В связи с этим можно было бы предложить следующий проект ст. 88 НК РФ, составленный с учетом накопленного административного и судебного опыта, отвечающий практическим потребностям налогового администрирования и соответствующий научным представлениям о целях, задачах, формах налогового контроля.