ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НАЛОГА, УДЕРЖАННОГО НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОГОВОРУ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ
Возможность зачета сумм налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: 1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации и 2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.
Об этом Письмо ФНС РФ от 25.11.2010 N ШС-37-3/16341@.
Согласно ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 31.03.1997 (далее - Соглашение).
Пунктом 1 ст. 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, начисляемые в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но, если получатель и владелец фактических прав на проценты является резидентом другого Договаривающегося Государства, налог в этом случае не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов ( п. 2 ст. 11 Соглашения).
Термин ''проценты'' при использовании в Соглашении означает доход от долговых требований любого вида, обеспеченных или не обеспеченных залогом, дающих или не дающих право на участие в прибыли должников, в частности доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам или долговым обязательствам.
Таким образом, доход российской организации, полученный от источников в Республике Таджикистан в виде процентов по договору кредитной линии, может облагаться налогом на прибыль в Республике Таджикистан в размере, не превышающем 10 процентов валовой суммы полученного дохода в виде процентов.
На основании ст. 24 Соглашения, если резидент Российской Федерации получает доход, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогами в Таджикистане, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Таджикистане, может вычитаться из налога, взимаемого с такого резидента в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога на доход, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами России, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа от налогового агента, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.
В целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:
отразить доходы (проценты), полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы (проценты) получены;
представить в налоговый орган Российской Федерации по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме , утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в п. 3 ст. 311 Кодекса.
Пунктом 3 Инструкции по заполнению Декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, предусмотрено, что она может быть представлена в налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации.
При этом п. 3 ст. 311 Кодекса установлено, что подтверждение, полученное налогоплательщиком от налогового агента об удержании налога за пределами Российской Федерации, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено.