ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К КЛАССИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ ПРИ ОЦЕНКЕ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Указание N 2005-У является публичным документом. Его текст опубликован в ''Вестнике Банка России'' от 04.06.2008 N 28, что, по мнению Банка России, позволяет банкам осуществлять внутренний мониторинг своего экономического положения и принимать соответствующие управленческие решения по исправлению имеющихся слабостей и недостатков до того, как информация о них будет доступна Банку России и будет являться основанием для принятия решения о снижении классификационной группы банка. В связи с чем Банк России не видит оснований для установления отсрочки для вступления в силу решения об отнесении банка к той или иной классификационной группе. Установление отсрочки вступления в силу решения об отнесении банка к классификационной группе создаст условия, когда оценка, отраженная в решении территориального учреждения Банка России о классификации банка, не будет соответствовать его экономическому положению в текущий момент.
Об этом Письмо ЦБ РФ от 21.08.2009 N 04-15-3/4445.
Форма принятия территориальным учреждением Банка России решения о классификации банков действительно не предусмотрена Указанием N 2005-У. Однако опасения, что решения о классификации банков принимаются на основании субъективных суждений отдельных сотрудников территориального учреждения Банка России, безосновательны, поскольку по сложившейся практике решение о классификации банков принимается коллегиально, как правило, на уровне Комитета банковского надзора территориального учреждения Банка России, созданного в каждом территориальном учреждении Банка России в целях принятия по банкам надзорных решений.
Кроме того, методология Указание Банка России от 30.04.2008 N 2005-У ''Об оценке экономического положения банков'' (далее - Указание N 2005-У) в достаточной степени формализована и позволяет избежать элементов субъективизма при классификации банков, поскольку гл. 2 Указания N 2005-У устанавливает четкий алгоритм классификации банков на основе оценок групп показателей, характеризующих состояние капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности. При этом большинство групп показателей (показатели капитала, активов, доходности и ликвидности) оцениваются исключительно количественными методами и только при оценке качества управления имеет место применение качественных оценок. Однако процедура вынесения качественных оценок также в достаточной степени формализована. Так, оценка качества управления банка базируется на балльных оценках, присваиваемых ответам на четко сформулированные вопросы, характеризующие основные аспекты организации корпоративного управления в банках, подходы к присвоению которых также определены в соответствующих Приложениях к Указанию N 2005-У.
При этом права территориальных учреждений Банка России, принимающих решение об оценке банков, в части использования при оценке профессионального суждения существенным образом ограничены: механизм профессионального суждения реализуется через режим корректировок в части капитала, активов, доходности и ликвидности. Данный режим применяется, как правило, по результатам инспекционных проверок, при выявлении фактов представления банком в Банк России отчетности, недостоверно отражающей объемы принятых рисков и состояние собственных средств капитала, т.е. в случаях, когда показатели деятельности банка, определенные на базе официальной отчетности, не позволяют адекватно оценивать положение дел в банке.
Относительно предложения об установлении формы доведения территориальными учреждениями Банка России информации о классификации банков до единоличного исполнительного органа банка специалисты ЦБ РФ считают необходимым отметить следующее.
Норма, предусматривающая доведение до руководства (единоличного исполнительного органа) банков информации о результатах осуществленной территориальным учреждением Банка России классификации банка, является важной новацией ( Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У ''О критериях определения финансового состояния кредитных организаций'', определявшее порядок оценки финансового состояния кредитных организаций до вступления в силу Указания N 2005-У, не содержало такого положения), способствующей установлению более прозрачных (доверительных) взаимоотношений между надзорным органом и банком. При этом п. 7.1 Указания N 2005-У четко определяет как сроки доведения до единоличного исполнительного органа информации о результатах классификации банка (пятое число второго месяца квартала, следующего за отчетным), так и состав передаваемой информации: наряду с классификационной группой единоличному исполнительному органу банка передается информация о недостатках, послуживших основанием для ее осуществления. Причем последнее является особенно важным, поскольку обеспечивает руководство банка информацией, необходимой ему для принятия своевременных мер по устранению выявленных Банком России проблем и недостатков в деятельности банка. Установление же какой-либо специальной формы такого уведомления не представляется возможным ввиду того, что недостатки и нарушения банков, которые учитываются при осуществлении их классификации, весьма разнообразны, что не позволяет предусмотреть их в полном объеме в рамках одной универсальной формы.
Принимая во внимание изложенное по первому предложению, необходимость установления порядка принятия решения об отнесении банка к третьей группе и ниже на основании решения Комитета банковского надзора Банка России (далее - КБН Банка России) отсутствует. Кроме того, установление предлагаемого порядка приведет не только к увеличению административной нагрузки на территориальные учреждения Банка России и КБН Банка России, но также в значительной степени увеличит сроки принятия решений об отнесении банков к классификационным группам, что, в свою очередь, может негативно сказаться на оперативности и качестве надзорного процесса.
Методология Указания N 2005-У базируется на международной надзорной практике оценки деятельности банков и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору 1 .
--------------------------------
1 Наличие у надзорного органа методик по оценке финансовой устойчивости банков, используемых в надзорных целях, вытекает из Основного критерия 6 Принципа 19 ''Надзорные методы'' Основных принципов эффективного банковского надзора БКБН (Базель, 2006 г.), согласно которому банковский надзор должен располагать методологией постоянного отслеживания и оценки характера, значения и масштабов рисков, которым подвергаются банки и банковские группы. Эта методология должна охватывать содержание деловой активности банка, его рисковый профиль, состояние внутреннего контроля. Методология должна обеспечивать возможность объективно сравнивать банки и позволять выстраивать шкалу приоритетов надзорной деятельности.
Классификация банка в соответствии с Указанием N 2005-У действительно не является мерой воздействия, а также не может рассматриваться в качестве основания для применения к банку мер воздействия. Указанная оценка осуществляется в рамках надзора и имеет целью выявление недостатков и нарушений в деятельности банков на ранней стадии возникновения посредством постоянного наблюдения за объемами рисков, которым подвергаются банки, состоянием их собственных средств (капитала) и качества корпоративного управления. Использование данного инструмента не только позволяет проводить сравнение банков между собой, но и эффективно распределять ресурсы надзора с точки зрения их наибольшей концентрации на проблемных банках.
Использование результатов оценки экономического положения банков в качестве одного из условий допуска к операциям с Банком России имеет целью снижение риска невозврата Банку России кредитов банками, экономическое положение которых является неудовлетворительным или сомнительным. Право устанавливать для банков формы, порядок и условия рефинансирования предоставлено Банку России как кредитору последней инстанции и организатору системы рефинансирования банков ст. 40 Федерального закона ''О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)''.
Принимая во внимание действие на банки факторов системного характера, обусловленных событиями, происходящими на мировом финансовом рынке, выражающееся в том числе в сокращении предложения ликвидности на рынке, Банком России принято решение о расширении допуска банков к рефинансированию в Банке России по широкому спектру кредитных инструментов. Так, к операциям валютного свопа, сделкам прямого РЕПО, кредитованию без обеспечения могут по решению Совета директоров Банка России допускаться в том числе и банки, классифицированные в соответствии с Указанием N 2005-У в группу ниже, чем вторая.