ПИСЬМО БАНКА РОССИИ ОТ 15.09.2008 N 15-1-3-11/4568
Вопрос:1. Оценка финансового состояния заемщика по справкам работодателя в свободной форме (по физическим лицам) и управленческой отчетности (по юридическим лицам) будет рассматриваться Банком России как недостоверная отчетность. Нужны ли для такого вывода доказательства недостоверности указанных в этих документах данных?
2. Обязан ли банк на ближайшую отчетную дату после вступления в силу Указания Банка России от 16.06.2008 N 2028-У досоздать резервы на возможные потери по ссудам, выданным до издания Указания , если финансовое состояние заемщиков оценивалось по справкам работодателя в свободной форме (по физическим лицам) либо по управленческой отчетности (по юридическим лицам)?
3. Если при комплексной оценке финансового состояния заемщиков по программе кредитования малого и среднего бизнеса банк, в соответствии с внутренней методикой оценки финансового состояния заемщика, предусмотрит анализ совокупно как официальной бухгалтерской отчетности заемщика, так и на основании п. 2.2 Приложения 2 к Положению Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' данных управленческой отчетности и иной управленческой информации (заверенных печатью организации- заемщика и подписью руководителя организации-заемщика и проверенных уполномоченными сотрудниками банка на месте ведения бизнеса заемщика), будут ли указанные выше ссуды оцениваться не выше чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50%?
4. В настоящее время для оценки рисков вложений в векселя юридических лиц, являющихся одновременно эмитентами ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, банком используются ежеквартальные отчеты эмитентов, представляемые в ФСФР России и размещаемые на официальных сайтах эмитентов в электронном виде. Означает ли п. 1.1 Указания N 2028-У, что банк должен требовать от эмитента представления отчета на бумажном носителе с отметкой о приеме данного отчета ФСФР России?
5. Банком приобретаются на вторичном рынке векселя юридических лиц, не являющихся одновременно эмитентами ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ. Ввиду отсутствия прямых договорных отношений с векселедателем о представлении последним финансовой отчетности банком используются бухгалтерские отчеты в электронном виде, представляемые векселедателем или организатором выпуска векселей. Означает ли п. 1.1 Указания N 2028-У, что банк должен требовать от векселедателя представления отчета на бумажном носителе с отметкой о приеме данного отчета налоговым органом, а при отказе последнего представить такой отчет формировать резерв на возможные потери не менее 50%?
Кредитная организация
Ответ:/ span
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2008 г. N 15-1-3-11/4568
Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел обращение кредитной организации от 07.08.2008 по вопросу применения п. 3.12 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П) в редакции Указания Банка России от 16.06.2008 N 2028-У ''О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Указание N 2028-У) и сообщает следующее./ span
По вопросам 1, 2.
Требование п. 3.12 Положения N 254-П применяется в случае наличия факта недостоверной отчетности, на основании которой проведена оценка финансового положения заемщика. Данное требование применяется как в отношении ссуд, выданных после вступления в силу Указания N 2028-У, так и в отношении ссуд, выданных до вступления в силу данного Указания .
По вопросу 3.
Согласно требованиям Положения N 254-П оценка ссуд должна проводиться банком на комплексной основе с учетом всей информации о заемщике. В качестве дополнительной информации о заемщике кредитная организация до представления заемщиком официальной отчетности может проводить оценку на основании иных данных, в том числе данных управленческой отчетности. Одновременно при получении кредитной организацией официальной отчетности и выявлении существенных расхождений ее данных с данными управленческой отчетности указанный факт должен рассматриваться кредитной организацией с точки зрения достоверности информации, используемой в целях оценки финансового положения заемщика с применением требований п. 3.12 Положения N 254-П.
По вопросам 4, 5.
При применении п. 3.12 Положения N 254-П кредитным организациям следует руководствоваться общим перечнем источников информации и сведений, предусмотренным Положением N 254-П и внутренними документами кредитной организации по вопросам кредитной политики./ span
В целях применения указанного пункта Положения N 254-П кредитная организация самостоятельно в своих внутренних документах по вопросам кредитной политики определяет признаки и критерии, а также способ подтверждения достоверности отчетности и (или) сведений, представленных заемщиком кредитной организации./ span
Под ''недостоверными'' в контексте п. 3.12 Положения N 254-П следует понимать отчетность и (или) сведения, данные которой(ых) искажают объективное представление о финансовом положении заемщика и результатах его финансово- хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, оказывает влияние на оценку ссуды такого заемщика.