Вопрос:У кредитной организации возникают вопросы по применению Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П).
1. В соответствии с абз. 6 п. 5.1 Положения N 254-П ссуды, предоставленные физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам формируются в один из соответствующих портфелей однородных ссуд (далее - ПОС).
В случае предоставления банком разового кредита с применением аннуитетных платежей (при этом в соответствии с Положением Банка России N 302-П открыты один ссудный счет и один счет соответствующих просроченных платежей в разрезе кредитного договора (вне зависимости от срока продолжительности просроченных платежей)) вправе ли банк при определении продолжительности просроченных платежей руководствоваться информацией внутреннего учета в разрезе каждого аннуитетного платежа, а не в разрезе срока непрерывного существования задолженности на счете просроченных процентов или просроченной задолженности по основному долгу?
Например: по трем ежемесячным аннуитетным платежам образовалась просроченная задолженность длительностью 90 календарных дней (начиная с первого дня образования просроченной задолженности по первому аннуитетному платежу), в конце операционного 90-го дня существования просроченной задолженности заемщик полностью гасит просроченную задолженность (включая пени, неустойки) по первому и второму просроченным аннуитетным платежам, и банк уменьшает срок длительности данной просроченной задолженности до 30 календарных дней (начинает считать длительность просрочки с первого дня образования просроченной задолженности по третьему аннуитетному платежу) и переводит данную ссуду из ПОС с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 90 календарных дней в ПОС с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней.
2. По ссудам, предоставленным физическим лицам, которые оцениваются на индивидуальной основе, в соответствии с п. 3.7 Положения N 254-П обслуживание долга оценивается исходя из факта наличия и срока продолжительности просроченных платежей в течение последних 180 календарных дней:
обслуживание долга оценивается не выше, чем среднее:
- если в течение последних 180 календарных дней по ссуде имеется просроченная задолженность (по ОД и (или) по %) продолжительностью от 31 до 60 календарных дней включительно;
обслуживание долга оценивается как плохое:
- если в течение последних 180 календарных дней по ссуде имеется просроченная задолженность (по ОД и (или) по %) продолжительностью свыше 60 календарных дней.
Не возникает ли в данной ситуации следующее противоречие: при одинаковых условиях кредитного договора заемщиков в части определения длительности просроченных платежей с учетом погашения просрочки в разрезе аннуитетных платежей (а не в разрезе кредитного договора) при погашении просроченной задолженности по первым аннуитетным платежам по ссуде, находящейся в ПОС, категория качества будет становиться выше, а по индивидуальной ссуде оценка качества обслуживания долга не позволит перевести ссуду в более высокую категорию качества?
3. В соответствии с п. 3.7.2.2 Положения N 254-П обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора (например, в случае плавающей процентной ставки, если ее изменение осуществляется в соответствии с условиями первоначального договора, в том числе в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, иной базовой процентной ставки), увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее.
В то же время в соответствии с п. 3.7.2.3 Положения N 254-П обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от 6 до 30 календарных дней включительно.
3.1. Вправе ли банк принять решение об уточнении классификации ссуды на основании признания обслуживания долга хорошим по реструктурированной ссуде, в случае когда финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года оценено не хуже, чем среднее, но по данной ссуде имеет место единственный случай возникновения просроченной задолженности, которая была полностью погашена более 180 календарных дней назад?
3.2. Вправе ли банк принять решение об уточнении классификации ссуды на основании признания обслуживания долга хорошим по реструктурированной ссуде, в случае когда финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года оценено не хуже, чем среднее, но по данной ссуде имеет место единственный случай возникновения просроченной задолженности, которая возникла из-за ошибки бухгалтерии банка?
3.3. Вправе ли банк не считать реструктуризацией, определение которой дано в п. 3.7.2.2 Положения N 254-П, изменение графика погашения основного долга кредита в сторону изменения срока погашения по нескольким платежам, если при этом общий срок действия кредитного договора не увеличивается?
Кредитная организация
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2009 г. N 15-1-3-11/786
Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел обращение кредитной организации от 11.01.2009 по вопросу применения требований Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П) и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Департамент полагает возможным использовать порядок определения длительности просроченных платежей по предоставленным физическим лицам ссудам, отнесенным в портфель однородных ссуд (ПОС), в соответствии с которым после погашения заемщиком части просроченных аннуитетных платежей, образовавшихся первыми по сроку платежа, а также при отсутствии иных признаков обесценения по ссуде она может быть переведена из ПОС с большей продолжительностью просроченных платежей в ПОС с меньшей продолжительностью просроченных платежей по оставшимся аннуитетным платежам.
По вопросу 2.
Различие методик определения длительности просроченных платежей по предоставленным физическим лицам ссудам, сгруппированным в ПОС, и ссудам, оцениваемым на индивидуальной основе, обусловлено различием подходов к оценке кредитного риска по рассматриваемым ссудам.
Оценка ссуд на портфельной основе не предполагает необходимости мониторинга каждой ссуды. Данный подход был предложен в целях упрощения оценки ссуд, несущественных по величине, снижения трудозатрат сотрудников кредитной организации, связанных в том числе с исключением контроля за длительностью разовых случаев просроченной задолженности в течение полугодия. Определение величины обесценения каждого портфеля основано на методах оценки вероятности потерь по ПОС на основании данных о величине потерь по группе однородных ссуд за прошлый период при обеспечении сопоставимости всех существенных обстоятельств, касающихся характера, объема ссуд, условий деятельности заемщика и иных обстоятельств, а также с учетом различных факторов, относящихся к характеристике заемщиков и текущих экономических условий их деятельности. Указанные методы, в нашем понимании, должны адекватно отражать возможные потери по каждому ПОС.
Вместе с тем кредитная организация вправе формировать субпортфели и оценивать риски выше, чем по прочим ссудам, по ссудам, в случае если по ним допускаются неоднократные случаи просроченной задолженности за период в 180 календарных дней.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что усматриваемые банком противоречия в методике оценки ссуд на индивидуальной и портфельной основе отсутствуют.
По вопросу 3.
3.1. В случае если за последние 180 календарных дней, предшествующих дате оценки ссуды, заемщиком - юридическим лицом не допускались просроченные платежи по основному долгу и (или) процентам, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года оценивается не хуже, чем среднее, кредитная организация, в соответствии с п. п. 3.7.2.2 и 3.10 Положения N 254-П, может признать реструктурированную ссуду ссудой с хорошим обслуживанием долга на основании решения уполномоченного органа управления кредитной организации и реклассифицировать ее в более высокую категорию качества.
3.2. Подтверждаем возможность принятия кредитной организацией решения об уточнении классификации реструктурированной ссуды на основании признания обслуживания долга хорошим при наличии единичного случая просроченных платежей по основанному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней.
3.3. В случае если возможность изменения графика погашения основного долга по ссуде с указанием параметров этих изменений и условий, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства в более благоприятном режиме, изначально не предусмотрена в кредитном договоре, то такая ссуда, в соответствии с п. 3.7.2.2 Положения N 254-П, признается реструктурированной.
Одновременно отмечаем, что Указанием N 2156-У предусмотрена возможность принятия кредитной организацией решения о неухудшении оценки качества обслуживания долга по ссудам, признанным реструктурированными с 1 октября 2008 г.