Вопрос:У кредитных организаций возникают вопросы в связи с Письмом Банка России от 23.04.2012 N 29-5-2-5/2921, а также современным состоянием рынка монет из драгоценных металлов.
Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монет ''Георгий Победоносец''). Анонсированный Банком России тираж золотых монет ''Георгий Победоносец'' в количестве 500 000 штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа ''Сочи-2014'' (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке.
Вследствие указанного состояния рынка монет Банка России из драгоценных металлов многие кредитные организации планируют осваивать рынок монет из драгоценных металлов иностранных государств (Камеруна, Ниуэ, островов Конго, Соломоновых островов, Виргинских островов, Токелау, островов Кука и др.).
Однако возникает вопрос относительно правового режима сделок с монетами из драгоценных металлов иностранных государств. Если указанные монеты являются законным средством платежа на территории страны своего происхождения, то в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ ''О валютном регулировании и валютном контроле'' (далее - Закон N 173-ФЗ) такие монеты следует считать валютной ценностью. Поэтому использование указанных монет в качестве предмета валютных операций может осуществляться только в соответствии с указанным Законом N 173-ФЗ. Однако в отличие от обычных монет и банкнот иностранных государств монеты иностранных государств из драгоценных металлов используются в обороте не в качестве средства платежа, а в качестве инвестиционного актива. Указанная особенность оборота монет из драгоценных металлов никак не регулируется Законом N 173-ФЗ, в связи с чем на практике постоянно возникают различные вопросы.
Прямые запреты на покупку/продажу монет иностранных государств из драгоценных металлов действующим законодательством не установлены. Информация об эмиссии монет иностранных государств из драгоценных металлов до сведения кредитных организаций не доводится. Отсутствуют и нормативные акты Банка России, регулирующие специальный порядок работы с этими монетами, включая порядок их бухгалтерского учета.
Сложившаяся практика показывает, что большинство кредитных организаций покупает монеты иностранных государств на вторичном рынке. Эти монеты могут быть ввезены на территорию Российской Федерации физическими лицами, которые, находясь за границей, купили их в иностранных банках. При этом у физических лиц, как правило, отсутствуют официальные документы эмиссионных институтов иностранных государств, подтверждающие, что эти монеты являются законным средством платежа.
По указанной причине российские кредитные организации вынуждены получать информацию о том, являются ли конкретные монеты иностранных государств законным средством платежа, как правило, из официальных интернет-ресурсов эмиссионных институтов или в нумизматических изданиях.
Отдельного внимания заслуживает рынок инвестиционных монет иностранных государств, процедура распространения которых не предусматривает наличие рассматриваемого сертификата. Поэтому информацию о том, являются ли эти монеты законным средством платежа, кредитные организации получают только из Интернета.
Кроме того, кредитные организации работают с монетами, у которых отсутствует подтверждение их платежного статуса, поскольку они вышли из обращения. Операции с такими монетами подлежат налогообложению НДС.
Вправе ли кредитные организации использовать на вторичном рынке при совершении операций с иностранными монетами из драгоценных металлов сертификат подтверждения их платежного статуса, выданный на первого распространителя (иностранное юридическое лицо, нумизматическое издание)?
Вправе ли кредитные организации, совершающие сделку купли-продажи иностранных монет, требовать от физического лица - продавца сертификат подтверждения платежного статуса этих иностранных монет из драгоценных металлов, если он был выдан на имя продавца?
Является ли информация, полученная из интернет- ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Является ли информация, полученная из интернет- ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею инвестиционная иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Могут ли кредитные организации совершать операции с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, Российской Федерации, СССР, которые не являются законным средством платежа?
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2013 г. N 02-29-7/3313
В ответ на письмо о правилах работы кредитных организаций с монетами из драгоценных металлов иностранных государств Банк России сообщает следующее.
Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, а также нормативными актами Банка России, осуществляет операции исключительно с денежными знаками, включая монеты из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
Соответственно, нормативные акты Банка России, регламентирующие порядок реализации кредитным организациям - резидентам монет из драгоценных металлов, затрагивают только эту категорию монет.
Положение Банка России от 01.11.1996 N 50 ''О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами'' устанавливает требования Банка России к проведению кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и определяет порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами, к которым относятся слитки золота, серебра, платины, палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации. Операции с монетами из драгоценных металлов, не являющимися валютой Российской Федерации, осуществляются кредитными организациями только при наличии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами.
Вопросы установления статуса монет из драгоценных металлов в качестве законного средства наличного платежа относятся к исключительной компетенции эмиссионных институтов соответствующих государств.
Критерием признания статуса иностранных монет из драгоценных металлов (законным средством наличного платежа) является официальное сообщение соответствующего эмиссионного института или иной способ доведения информации о законных средствах наличного платежа, определенный законодательством соответствующего государства.
Такими институтами могут быть центральные (государственные, национальные) банки, министерства финансов, в отдельных случаях другие уполномоченные организации.