ВКЛЮЧЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СОСТАВ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕД ГОЛЛАНДСКОЙ КОМПАНИЕЙ ПРИЗНАЕТСЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ, СУММЫ ПРЕДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕНТОВ, ИСЧИСЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 269 НК РФ
В случае если задолженность российской организации перед голландской компанией признается контролируемой, при исчислении налоговой базы российской организацией в состав расходов подлежит включению только сумма предельных процентов, исчисленных в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 НК РФ, с учетом п. 1 ст. 269 НК РФ.
Об этом Письмо Минфина России от 26.06.2012 N 03-08-13.
Пунктами 2 - 4 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды в случае, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раз) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации.
В соответствии с п. IV Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) , нормы которого согласно ст. 7 Кодекса имеют приоритет над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом, в случае выплаты процентов и заработной платы предприятием Договаривающегося Государства, капитал которого полностью или частично принадлежит или прямо или косвенно контролируется резидентами другого Договаривающегося Государства, такие проценты и заработная плата будут вычитаться при исчислении налогооблагаемой прибыли этого предприятия, за исключением случаев, когда проценты и заработная плата относятся к прибыли, которая не облагается налогом.
Данная норма не содержит каких- либо ограничений по применению норм национального налогового законодательства, в том числе установленных в ст. 269 Кодекса и определяемых в международной налоговой практике как правила ''тонкой (недостаточной) капитализации''.
Кроме того, в официальных комментариях ОЭСР к Модели конвенции по налогам на доход и капитал, на основе которой большинством государств заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения, указано, что применение правил ''тонкой (недостаточной) капитализации'' направлено на борьбу с налоговыми злоупотреблениями при скрытом распределении дивидендов под видом выплаты процентов между аффилированными лицами.
Следует отметить, что положения Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, которые упоминаются в письме, предусматривающие неограниченный вычет суммы процентов, выплачиваемых компанией, являющейся резидентом одного Государства и в которой участвует резидент другого государства, не препятствуют применению правил ''тонкой (недостаточной) капитализации'' национального налогового законодательства государств.
Между компетентными органами Российской Федерации и Германии достигнуто обоюдное понимание того, что основной целью Соглашения об избежании двойного налогообложения, закрепленной, в частности, в его названии, является предотвращение уклонения от налогообложения, в том числе с использованием норм международного договора. В Меморандуме о взаимопонимании к данному Соглашению закреплено, что положения Соглашения никоим образом не ограничивают применение, в частности, ст. 269 Кодекса.
Также доводим до сведения, что с учетом норм п. п. 3 и 4 ст. 26 ''Взаимосогласительная процедура'' Соглашения нидерландская сторона устно подтвердила свое согласие с тем, что нормы п. IV Протокола не ограничивают возможность применения норм национального налогового законодательства, в частности ст. 269 Кодекса.
Одновременно специалисты Минфина сообщают, что за последние 11 лет ни один из резидентов Нидерландов, процентные доходы которого из источников в Российской Федерации могли подвергнуться переквалификации в дивиденды согласно положениям ст. 269 Кодекса, не обращался к компетентным органам Российской Федерации или Нидерландов с просьбой о возбуждении взаимосогласительной процедуры в связи с нарушением норм Соглашения.