СООБЩЕНЫ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСЗАКАЗЧИКОВ ОТ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЙСТВИЯМИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
Определены способы защиты интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных контрактов, сообщает сайт collusion.ru (http://collusion.ru/docs/D55AB8B4D9666389C32573D400235789.html)
В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) был внесен ряд существенных изменений, касающихся размещения заказа на выполнение подрядных строительных работ.
С 1 января 2008 года размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, а также временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, должно осуществляться только путем проведения аукциона.
Однако, принимая во внимание специфику строительства особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, допускается размещать заказ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, как путем проведения аукциона, так и конкурса (по усмотрению государственного заказчика).
Перечень особо опасных и технически сложных объектов определен в п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и является исчерпывающим.
При этом под искусственными дорожными сооружениями понимаются мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др. (п. 2.1 Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной распоряжением Минтранса РФ от 03.01.2002 N ИС-5-р).
В связи с вышеизложенным вводится дополнительное требование к участникам аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, если начальная цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более.
В указанных случаях заказчик, уполномоченный орган вправе установить участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет аналогичных строительных работ, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
При этом участник размещения заказа для подтверждения соответствия такому требованию обязан представлять в составе заявки на участие в аукционе документы, подтверждающие ввод или приемку объекта капитального строительства (копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства), а при необходимости представлять документы, подтверждающие стоимость строительства такого объекта (государственный или муниципальный контракт, платежные и иные подтверждающие стоимость объекта капитального строительства документы).
Разъяснения вышеуказанных положений были разосланы в виде информационных писем Департамента города Москвы по конкурентной политике: от 22.11.2007 N 77-13-856/7, от 27.09.2007 N 77-13-714/7, от 09.08.2007 N 78-22-137/7, от 06.06.2007 N 77-13-463/7, от 11.05.2007 N 77-13-389/7.
В настоящее время разрабатывается типовая форма государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд города Москвы. Согласование указанной формы предполагается первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы В.И. Ресиным.
До разработки указанной формы считаю целесообразным при заключении соответствующих государственных контрактов учитывать следующее:
необходимость установления авансовых платежей должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае, поскольку их установление является не обязанностью, а правом заказчика. При этом рекомендуется установить этапную оплату выполненных подрядчиком работ с указанием сроков, так как эта мера является наиболее действенной для защиты государственных заказчиков от неисполнения государственного контракта;
установление требования обеспечения исполнения государственного контракта (безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту или передача заказчику в залог денежных средств). Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта;
включение условия о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества выполняемых работ заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
включение условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
В качестве ответственности подрядчика в случае просрочки исполнения им обязательств по выполнению того или иного этапа работ в сроки, установленные графиком выполнения работ, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих контрактных обязательств государственный заказчик вправе потребовать от подрядчика уплату неустойки (штрафа, пени), при этом указание конкретного размера штрафных санкций в государственном контракте обязательно.