Повышение эффективности механизмов внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости является приоритетным направлением. Так, Приказом Минэкономразвития России от 16.05.2013 N 259 уже внесены изменения в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, которыми введены нормы, направленные на обеспечение открытости работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссии), а также уточняющие порядок принятия решений комиссиями.
Об этом Письмо Минэкономразвития России от 02.04.2014 N 6937-ЕЕ/Д06и.
Предложения НП будут использованы в ходе подготовки проекта поправок к проекту федерального закона N 421531-6 ''О внесении изменений в Федеральный закон ''Об оценочной деятельности в Российской Федерации'' (далее - законопроект) в целях его доработки ко второму чтению Государственной Думой Российской Федерации. В рамках проводимой работы по совершенствованию оценочной деятельности предусмотрена реализация мер, содержащихся в плане мероприятий (дорожной карте) ''Совершенствование оценочной деятельности'', утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1744-р.
Повышение эффективности механизмов внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости является приоритетным направлением. Так, Приказом Минэкономразвития России от 16.05.2013 N 259 уже внесены изменения в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, которыми введены нормы, направленные на обеспечение открытости работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссии), а также уточняющие порядок принятия решений комиссиями (устранена возможность членов комиссии воздерживаться от голосования, решение принимается простым большинством).
Минэкономразвития России поддерживается позиция о необходимости сохранения возможности судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, законопроектом прописывается лишь алгоритм действий по внесудебному и судебному оспариванию в целях исключения в том числе случаев, когда разные правообладатели одновременно обращаются в комиссию и в суд по одному и тому же основанию. При этом представляется важным обеспечить возможность судебного оспаривания с учетом жесткой регламентации сроков рассмотрения заявлений в комиссии (не более 30 дней с даты подачи заявления).
Относительно необходимости снижения рисков формального рассмотрения оспаривания решений комиссий дополнительно считаем целесообразным отметить, что Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также поддерживается такая позиция, что нашло отражение в его Определении от 06.12.2013 N ВАС-13839/13, в котором, в частности, указано на то, что рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании решения комиссии не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующего решения, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятого решения с точки зрения оценки судом по существу доводов и доказательств относительно действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В отношении предложения о введении четко установленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки можно отметить, что указанный вопрос имеет существенное значение в контексте защиты интересов лиц, права и обязанности которых затрагивают результаты определения кадастровой стоимости, в связи с этим в настоящее время возможность уточнения периодичности проведения государственной кадастровой оценки проходит всестороннее обсуждение в рамках подготовки проекта поправок к законопроекту.