В Государственную Думу внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" и предлагающий наделить ветеранов труда, ставшим инвалидами, правом на сохранение получения такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата, установленная субъектом Российской Федерации для ветеранов труда.
Данным законопроектом предлагается внести изменение в закон "О ветеранах", дающее право ветеранам труда, ставшим инвалидами, сохранить получение такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата, установленная субъектом Российской Федерации для ветеранов труда и относящаяся к их расходным обязательствам. Таким изменением ветераны труда, получившие инвалидность, приобретут право на улучшение адресной социальной поддержки, что будет соответствовать статье 13 п.З, так как для них получение одной и той же формы социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) станет случаем, предусмотренным законодательством.
Представленный проект федерального закона (далее - законопроект) предлагает внести изменение в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах", относящееся к установлению мер социальной поддержки лицам, имеющим звание "Ветеран труда" и признанных инвалидами. Речь идет о предоставлении субъектом Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты данной категории лиц по двум основаниям: в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при сохранении ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов труда законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Федерального закона №5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно статье 10, п. 2 закона данные расходы являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
После вступления в силу Федерального закона от 24 августа 2004 года 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установление мер социальной поддержки этих категорий граждан отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Практика применения установленного механизма предоставления мер социальной поддержки выявила фактическое принижение значения звания "Ветеран труда", так как предоставление ежемесячной денежной выплаты только по одному основанию такому как инвалидность, свело его на нет: заслуженное трудом звание списывается со счетов при получении инвалидности. В случае установления ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям звание "Ветеран труда" получает постоянное заслуженное преимущество, которое не утрачивается ветераном труда при признании его инвалидом.
В соответствии с действующим законодательством, ветеран труда, признанный инвалидом, как правило, получает меры социальной поддержки по вновь приобретенному основанию как инвалид. Данные меры социальной поддержки финансируются из федерального бюджета, и субъект Российской Федерации заинтересован в установлении мер социальной поддержки именно по данному основанию. В результате доминирует подход к лицу, являющемуся ветераном труда, как к инвалиду, происходит нивелирование трудовых заслуг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", отмеченных наградами, давшими основание для присвоения звания "Ветеран труда".
Авторы законопроекта полагают, что такое изменение обеспечит званию "Ветеран труда" реальное денежное подтверждение трудовых заслуг данной категории ветеранов, а также потребует от субъектов Российской Федерации более ответственного подхода к присвоению этого звания, а также постоянного внимания к тем, кто за свой труд им удостоен.