Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 04.06.2007 ПО ДЕЛУ N А40-7635/07-80-31


АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ



Именем Российской Федерации



РЕШЕНИЕ

от 4 июня 2007 г. по делу N А40-7635/07-80-31



Резолютивная часть решения объявлена "28" мая 2007 года. Полный текст решения изготовлен "04" июня 2007 года.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Ю.

протокол вела судья Ю.

С участием от заявителя - С. дов. б/н от 26.06.06 г., П., дов. N 075-00/7/49 от 22.12.06 г.

от ответчика - Б., дов. N 57-04-05/14 от 10.05.07 г., удост. УР N 434678

рассмотрел дело по заявлению ОАО "Дальневосточное морское пароходство"

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

о признании частично недействительными решения от 21.11.06 г. N 498, решения от 21.11.06 г. N 344


установил:



ОАО "Дальневосточное морское пароходство" обратилось с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения - т. 2, л.д. 4 - 8) о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.11.2006 г. N 498 "О частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов" в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов на сумму реализации работ (услуг) в размере 80 433 716 руб.; отказа в возмещении НДС за июль 2006 г. в сумме 12 641 750 руб.; решения от 21.11.06 г. N 344 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления НДС в размере 4 833 192 руб.

Заявление со ссылками на ст. ст. 164, 165, 167 НК РФ мотивировано тем, что указанные решения в оспариваемой части не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права заявителя, так как Общество в соответствии с ФЗ от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ с 01.01.2006 г. не обязано представлять вместе с налоговой декларацией по ставке 0 процентов грузовую таможенную декларацию для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов и указанная ставка НДС применена Обществом правомерно в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ; начисление НДС в размере 18% с реализации 36 546 275 руб. по решению N 344 от 21.11.2006 г. является незаконным, так как правомерность применения ставки НДС 0 процентов в отношении указанной реализации либо уже подтверждена налоговым органом, либо по указанной реализации момент определения налоговой базы еще не наступил.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в решениях (т. 1 л.д. 15 - 36), отзыве (т. 1, л.д. 136 - 144, т. 2), ссылаясь на то, что Обществом не выполнены условия, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ и обоснованность применения ставки НДС 0 процентов в сумме реализации 80 433 716 руб. не подтверждена; заявителем не собран полный пакет документов для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0 процентов по услугам по перевалке экспортируемых грузов, в связи с чем НДС за июль 2006 г. по ставке 18% - 4 833 192 руб. с суммы реализации 26 851 069 руб. исчислен Инспекцией правомерно.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ОАО "Дальневосточное морское пароходство" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ОАО "Дальневосточное морское пароходство" является российской компанией, оказывающей услуги по перевозке вывозимых за пределы территории РФ и ввозимых на территорию РФ товаров.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ указанные услуги подлежат налогообложению по ставке НДС 0 процентов при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган совместно с отдельной налоговой декларацией документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

01.09.06 г. ОАО "Дальневосточное морское пароходство" представлена налоговая уточненная декларация по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2006 г. (т. 1 л.д. 39 - 56).

Согласно уточненной налоговой декларации сумма реализации, подлежащая налогообложению по ставке НДС 0% составила 345 317 309 руб., общая сумма налоговых вычетов, подлежащая возмещению из бюджета - 24 438 967 руб.

21.11.2006 г. МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки правомерности применения ставки 0% по НДС за июль 2006 г. приняты: решение N 498, в соответствии с которым Обществу подтверждена правомерность применения ставки 0 процентов по НДС на сумму реализации работ (услуг) в размере 251 444 087 руб.; возмещен НДС за июль 2006 г. в сумме 10 124 033 руб.; отказано в подтверждении применения ставки НДС 0% на сумму реализации работ (услуг) в размере 93 873 222 руб. и отказано в возмещении НДС в размере 14 314 934 руб. (полный текст решения - т. 2, л.д. 10 - 25); решение N 344, в соответствии с которым Обществу начислен налог на добавленную стоимость в размере 4 833 192 руб.; на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении Общества к налоговой ответственности отказано.

По решению N 498 от 21.11.2006 г. в оспариваемой части ответчиком указано на то, что в уточненной налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за июль 2006 г. ОАО "ДВМП" заявлены отгрузки 2003 - 2005 гг., в нарушение п. 4 ст. 165 НК РФ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ) Общество не представило таможенные декларации (копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ) за 2003 г.; 2004 г.; 2005 г.

Ответчиком указано на то, что в силу положений ст. 165 НК РФ представление таможенных деклараций для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов является обязательным, Обществу было направлено требование от 08.11.06 г. N 57-15/015055 с указанием на необходимость представления ГТД, однако налогоплательщик требование в данной части не исполнил.

Как считает ответчик, налоговые правоотношения возникают в тот момент, когда возник объект налогообложения (реализация товара) в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.

В данном случае, объект налогообложения возник в 2003 - 2005 годах.

Изменения в главу 21 НК РФ вступили в силу с 1 января 2006 года (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 119-ФЗ), то есть услуги осуществлены ОАО "ДВМП" до вступления в силу изменений в НК РФ, внесенных Федеральным законом 119-ФЗ. Следовательно, новая норма не может применяться к отношениям, возникшим до момента, когда эта норма начала действовать, иначе это является нарушением принципа всеобщности и равенства налогообложения, закрепленного в Конституции Российской Федерации и содержащегося в статье 3 НК РФ.

Федеральным законом N 119-ФЗ от 22.07.2005 г. "О введении в действие части второй НК РФ" не предусмотрено придание обратной силы положений главы 21 НК РФ, регулирующих порядок исчисления НДС и подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.

В обоснование своей позиции по спорному вопросу ответчик сослался на Письмо ФНС России от 07 марта 2006 года N мм-6-03/233@ "О порядке налогообложения и документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС", в котором разъяснено, что, налогообложение операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) производится в порядке, действующем на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

По товарам, отгруженным (выполненным работам, оказанным услугам) до 1 января 2006 года, применяется порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, действовавший на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Министерство финансов РФ в Письме от 19.01.06 г. N 13-04-15/07 указало, что налоговые вычеты по приобретенным до 01.01.2006 г. товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, производятся в порядке, действующем до 01.01.2006.

Данный порядок применения налоговых вычетов применяется в отношении товаров (припасов), отгруженных (помещенных под таможенный режим экспорта (перемещения припасов)), выполненных работ, оказанных услуг до 01.01.2006.

Таким образом, на операции, облагаемые по ставке ноль процентов переходные положения не распространяются. Момент определения налоговой базы, а также порядок принятия к вычету сумм налога, установленный статьей 2 Федерального закона N 119-ФЗ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, не распространяется (Письмо ФНС РФ от 01.02.2006 N ММ-6-03/110@).

Ответчик считает, что налоговые вычеты по приобретенным до 1 января 2006 года товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке ноль процентов, производятся в порядке, действующем до 1 января 2006 года. Вычеты осуществляются на основании отдельной налоговой декларации и при условии предоставления в налоговый орган полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Как указано ответчиком, в данном случае ОАО "ДВМП" полного пакета документов, подтверждающих реализацию услуг по ставке 0 процентов, осуществленную в прошлых периодах (2003 г. - 2005 г.) в налоговый орган и в суд не представил, в связи с их отсутствием.

Поскольку на дату отгрузки (2003 - 2005 гг.) у налогоплательщика отсутствовали грузовые таможенные декларации, ОАО "ДВМП" включило реализацию, осуществленную в прошлых периодах, в налоговую базу по НДС по ставке 18%, в связи с ее неподтверждением.

На момент представления налоговой декларации по ставке 0 процентов за июль 2006 года, у ОАО "ДВМП" в представленном пакете документов также отсутствовали грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов, осуществивших выпуск товара в таможенном режиме экспорта. Таким образом, по мнению Инспекции, налогоплательщиком не подтверждена правомерность применения налога на добавленную стоимость по ставке "0" процентов к реализации в размере 80 433 716 рублей.

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ, налогоплательщик имеет право на возврат сумм налога уплаченных с реализации, по которой не собран полный пакет документов, только в случае предоставления полного пакета документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов в порядке, предусмотренном ст. 165 НК РФ.

Следовательно, по мнению Инспекции, налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов к реализации в размере 80 433 716 рублей и налоговых вычетов в размере 12 641 750 рублей обязан был представить в налоговый орган полный перечень документов, указанных в п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе и грузовую таможенную декларацию.

В связи с неподтверждением налоговым органом правомерности применения ставки 0 процентов к реализации в размере 80 433 716 руб., Инспекцией со ссылкой на положения ст. ст. 166, 171 НК РФ отказано и в правомерности применения налоговых вычетов по НДС в размере 12 641 750 руб., так как, по мнению Инспекции, налоговые вычеты по приобретенным до 01.01.2006 г. товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке ноль процентов, производятся в порядке, действующем до 01.01.2006 г.

Суд считает указанные доводы ответчика и решение N 498 от 21.11.2006 г. в оспариваемой части не соответствующими нормам налогового законодательства.

В соответствии с действующей редакцией п. 4 ст. 165 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ) у ОАО "ДВМП" отсутствует обязанность представлять грузовую таможенную декларацию.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 22.07.05 г. N 119-ФЗ, указанный Закон вступает в силу с 1 января 2006 г., соответственно, изменения, внесенные в НК РФ данным Законом, действуют с 1 января 2006 года. Особенности применения новых правил могут устанавливаться переходными положениями, однако в данном случае переходные положения в Федеральном законе от 22.07.2005 N 119-ФЗ отсутствуют.

Поскольку основным критерием включения реализации по операциям перевозки товаров в соответствующий налоговый период является факт сбора всех необходимых документов, обосновывающих применение ставки НДС 0%, то комплект документов, представляемый налогоплательщиком для подтверждения ставки НДС 0%, должен соответствовать требованиям ст. 165 НК РФ в редакции, действующей на дату представления декларации, независимо от того, когда совершена операция по реализации услуг.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 21.04.2006 N 03-04-08/85 "... для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морскими судами, представлять в налоговые органы таможенную декларацию не требуется.

Поэтому в случае реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, налогоплательщики, оказывающие такие услуги, таможенные декларации в налоговые органы не представляют независимо от того, под каким таможенным режимом перемещаются указанные товары. В связи с этим требования налоговых органов по представлению налогоплательщиками, осуществляющими услуги по ввозу и вывозу товаров, таможенных деклараций с целью подтверждения факта перевозки товара неправомерны".

Согласно ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 настоящей статьи, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.

Следовательно, обязанность налогоплательщика представить соответствующий пакет подтверждающих ставку НДС 0% документов возникает в связи с декларированием им реализации услуг по ставке 0 процентов.

Таким образом, юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение у налогоплательщика обязанности представить документы, подтверждающие реализацию по ставке 0%, является факт декларирования налогоплательщиком указанной реализации как подтвержденной по ставке 0 процентов.

С учетом изложенного суд считает, что комплектность документов, представляемых налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией по ставке 0 процентов должна определяться той редакцией п. 4 ст. 165 НК РФ, которая действует на момент представления налоговой декларации.

Поскольку заявитель услуги по перевозке грузов, оказанные до 01.01.2006 г., декларирует как подтвержденные по ставке НДС 0 процентов в июле 2006 г., то комплектность документов, представляемых налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией за июль 2006 г., должна определяться п. 4 ст. 165 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006 г. в редакции ФЗ от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ., то есть налогоплательщик не обязан представлять грузовые таможенные декларации.

Таким образом, решение налогового органа от 21.11.2006 N 498 в части отказа в подтверждении реализации по ставке НДС 0% в сумме 80 433 716 руб. в связи с непредставлением Обществом грузовых таможенных деклараций по операциям перевозки грузов противоречит нормам налогового законодательства.

Согласно пп. 1, 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемую через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, а именно, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся только при представлении документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд считает, что заявитель указанные условия выполнил и отказ в применении налоговых вычетов в размере 12 641 750 руб. является незаконным.

По решению N 344 от 21.11.2006 г. ответчиком установлено следующее.

В июле 2006 г. Обществом были оказаны услуги по перевозке экспортно-импортных грузов. По мнению ответчика, налогоплательщик не собрал пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и должен был отразить оборот по реализации услуг в разделе 3 декларации по НДС за июль 2006 г. "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено".

В ходе проверки представленной ОАО "ДВМП" декларации налоговый орган установил, что налогоплательщиком в декларации не исчислена и не уплачена сумма налога на добавленную стоимость в размере 4 833 192 рублей по реализации работ (услуг) применение ставки 0% по которым не подтверждено, так как реализация в размере 26 851 069 рублей, осуществленная в июле 2006 г., по которой налогоплательщик не собрал пакет документов, подлежит отражению в разделе 3 по строке 010 графы 2 "реализация работ (услуг) применение ставки 0 процентов по которой не подтверждено".

В решении N 344 от 21.11.2006 г. налоговый орган произвел доначисление НДС по ставке 18%.

Как указано ответчиком, при проведении проверки налоговой декларации по ставке 0% за июль 2006 года установлено, что услуги по организации и сопровождению перевозки товаров, ставка 0% по которым отражена в этой декларации, оказаны заявителем в июле 2006 года, что подтверждается книгой продаж за июль 2006 года (т. 2 л.д. 34).

При этом, согласно представленной налогоплательщиком книге продаж за июль 2006 г. в этом периоде заявитель оказал услуги по организации и сопровождению перевозок, облагаемых по ставке 0%, иностранным организациям на сумму 36546275 руб. (графа 7 книги продаж). Выручка за июль 2006 г., отраженная в уточненной декларации по НДС составляет 9 695 206 рублей.

Факт оказания в июле 2006 года иностранным компаниям услуг по организации и сопровождению перевозок (услуг по перевозке грузов), подлежащих налогообложению по ставке 0% признан заявителем.

Как указано Инспекцией, сумму реализации услуг по организации и сопровождению перевозок в размере 26 851069 рублей (36546275 - 9695206), подлежащую налогообложению по ставке 0% на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ Общество в разделе 2 налоговой декларации по ставке 0% за июль 2006 года не отразило, документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% по этим услугам, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, в налоговый орган не представило.

Ответчик считает, что в связи с изменениями, внесенными в подпункт 3 пункта 4 и пункт 9 статьи 165 НК РФ в соответствии с Федеральный законом N 119-ФЗ от 22.07.2005 г. налогоплательщики, оказывающие услуги по организации и сопровождению перевозок или услуги по перевозке, не представляющие на основании подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ таможенные декларации, лишаются 180-дневного срока на сбор документов, подтверждающих обоснованность применения им ставки 0%, поэтому должны либо представить эти документы одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% за соответствующий период оказания услуг, либо исчислить с суммы реализации услуг НДС, уплатить его в бюджет, а после представления в налоговый орган пакета документов по статье 165 НК РФ вправе заявить уплаченную сумму налога к возмещению (зачету, возврату).

Поскольку заявитель оказал в июле 2006 года услуги по организации и сопровождению перевозок на сумму 26 851 069 руб., но документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% по этим услугам в налоговый орган не представил, то по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ, с учетом Приказа Минфина России N 163н от 28.12.2005 г., он должен исчислить с суммы реализованных услуг налог на добавленную стоимость, отразив его в разделе 3 налоговой декларации по ставке 0% с переносом соответствующей суммы в строку 310 налоговой декларации по НДС (внутренний рынок) и уплатой полученной суммы налога в бюджет.

Так как заявителем самостоятельно налог с реализации услуг по организации и сопровождению перевозок, оказанных в июле 2006 года, в налоговой декларации не исчислен, то налоговый орган начислил налогоплательщику сумму НДС реализации услуг в размере 26 851 069 руб. по ставке 18%, которая составила 4833192 руб., и предложил ее уплатить.

Доводы ответчика суд считает необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится, в частности, при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Положения настоящего подпункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации или ввозимых товаров, выполняемые российскими предприятиями и иные подобные работы.

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг), предусмотренных пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, установлен п. 4 ст. 165 НК РФ.

В пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ в перечне документов, представляемых в налоговый орган, указана таможенная декларация. Указанная декларация представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 3 п. 1 настоящей статьи.

Таким образом, из положений п. 4 ст. 165 НК РФ следует, что при реализации работ (услуг), предусмотренных пп. 2 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС налогоплательщик представляет таможенную декларацию только в следующих случаях: если перемещение товаров, независимо от режима, под который они помещены, производилось трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; при оказании услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Поскольку Общество не оказывало услуги, поименованные в пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ, оно не должно представлять в налоговые органы таможенную декларацию для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи.

Суд считает, что налоговым органом не были учтены положения абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Таким образом п. 1 ст. 167 НК РФ применяется только в том случае, если иное не установлено пунктом 9 указанной статьи.

Поскольку Общество оказывает услуги, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Пункт 9 ст. 165 НК РФ не регулирует момент определения налоговой базы и не ограничивает налогоплательщиков, освобожденных от представления в налоговые органы таможенных деклараций, 180-дневным сроком для представления документов для подтверждения НДС 0%.

Тот факт, что п. 9 ст. 165 НК РФ не предусматривает для налогоплательщиков, освобожденных от представления в налоговые органы таможенных деклараций, срока для представления документов в доказательство правомерности применения налоговой ставки 0 процентов, не является основанием для неприменения нормы, содержащейся в абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ и регулирующей момент определения налоговой базы.

Законодатель, устанавливая с 01.01.2006 г. новые правила налогообложения, не преследовал цель ухудшить положение перевозчиков по сравнению с другими лицами, пользующимися правом применения ставки НДС 0 процентов.

Принцип равного налогового бремени вытекает из положений части 2 ст. 8, части 1 ст. 19 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 г. N 2-П указал, что принцип равного налогового бремени в сфере налоговых отношений не допускает установления носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от характера и содержания предпринимательской деятельности.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Суд считает, что вывод налогового органа, согласно которому момент определения налоговой базы для Общества устанавливается пунктом 1, а не пунктом 9 ст. 167 НК РФ, является неправомерным, поскольку лишает налогоплательщика права на применение ставки НДС 0% до момента сбора документов, чем ставит перевозчиков экспортно-импортных грузов в неравные условия с теми субъектами внешнеэкономической деятельности, кому законом срок для сбора документов установлен в 180 дней.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Поскольку законодатель в п. 9 ст. 167 НК РФ не указал, что на перевозчиков ввозимых и вывозимых грузов, не распространяется правило о моменте определения налоговой базы в последний день месяца, в котором собран пакет документов, у налогового органа не было оснований применять вместо п. 9 ст. 167 НК РФ пункт 1 ст. 167 НК РФ и считать таким моментом день отгрузки или день оплаты услуг.

В решении от 21.11.2006 г. N 344 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговый орган указал на обязанность заявителя исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость в размере 4.833.192 руб. (26.851.069 x 18%) с не подтвержденной по ставке 0% в июле 2006 г. реализации в размере 26.851.069 руб. и не отраженной в Разделе 3 (реализация, по которой ставка НДС 0% не подтверждена) декларации по НДС 0% за июль 2006 г.

Между тем, у Общества отсутствовала налоговая база по оказанным в июле 2006 г. услугам по перевозке грузов на сумму 26.851.069 руб., в связи с чем отсутствовали основания для налогообложения указанных операций.

Вывод налогового органа о том, что отсутствие на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих применение ставки 0%, влечет налогообложение операций по оказанию услуг по перевозке грузов по ставке 18% в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ, суд считает ошибочным.

Абзац 1 п. 9 ст. 165 НК РФ определяет срок представления документов, обосновывающих применение ставки НДС 0%. Указанный срок установлен в 180 календарных дней для налогоплательщиков, представляющих документы в соответствии с пунктами 1 - 4 ст. 165 НК РФ.

При этом законом установлено, что указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые не представляют в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ таможенные декларации.

Поскольку заявитель по оказываемым услугам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, таможенные декларации в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляет, то тем самым, на Общество не распространяется порядок, предусмотренный п. 9 ст. 165 НК РФ.

Вместе с тем, п. 9 ст. 165 НК РФ устанавливает: срок сбора документов для подтверждения ставки 0% (180 календарных дней); порядок налогообложения в случае, если 180 календарных дней истекли, а подтверждающие ставку НДС 0% документы не собраны.

Таким образом, из п. 9 ст. 165 НК РФ следует, что, если на налогоплательщика не распространяется порядок по сбору документов, предусматривающий 180-дневный срок, то на него, соответственно, не должны распространяться и последствия по несбору таких документов, а именно, налогообложение услуг по ставкам 18 и 10%.

Следовательно, п. 9 ст. 165 НК РФ не содержит оснований для применения ставки 18% к услугам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, на которые 180-дневный срок не распространяется.

Заявителем указано на то, что решением N 344 от 21.11.2006 г. Инспекцией был доначислен НДС в сумме 4833192 руб. на реализацию в размере 36546275 рублей, в том числе реализацию припасов, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, по счетам-фактурам от 05.07.06 N 10016 (т. 2 л.д. 42), от 06.07.06 N 10029 (т. 2 л.д. 43), от 07.07.06 г. N 09966 (т. 2 л.д. 41) и реализацию услуг по перевозке экспортных грузов, оказанным по счетам-фактурам, зарегистрированным в книге продаж за июль 2006 г.: N 12, 3837, 6984, 6994, 7004 г., 2630 (судорейс N 1906030-0 N 9 в реестре судорейсов за июнь 06 г.).

Довод заявителя о начислении ответчиком НДС на сумму реализации - 36546275 руб. не соответствует представленному ответчиком расчету.

Как указано судом выше и следует из объяснений заявителя, согласно представленной налогоплательщиком книге продаж за июль 2006 года в июле 2006 года заявитель оказал услуги по организации и сопровождению перевозок, облагаемых по ставке 0%, иностранным организациям на сумму 36546275 руб. (графа 7 книги продаж).

Налоговым органом начислен налог на добавленную стоимость только с суммы реализации в размере 26 851 069 рублей (стр. 6 решения), за минусом реализации припасов, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, по счетам-фактурам от 05.07.06 N 10016 (5 036 829,69 руб.), от 06.07.06 N 10029 (2 032 718,63 руб.), от 07.07.06 г. N 09966 (2 625 658,06 руб.) на общую сумму 9 695 206,38 рублей.

ОАО "ДВМП" считает, что реализация по счетам-фактурам, зарегистрированным в книге продаж за июль 2006 г.: N 12, 3837, 6984, 6994, 7004 была подтверждена Инспекцией, в связи с чем, неправомерно обложена налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.

Ответчик указал на то, что данный довод Общества не подтвержден документально, соответствующее решение не представлено; согласно реестру "Расчет суммы налога по операциям при реализации услуг, применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено":

- дата отгрузки по счету-фактуре N 12 - январь 2006 г., налоговая база - 1 612 308 рублей. Между тем, согласно книге продаж за июль 2006 г., реализация по счету-фактуре N 12 составляет 1 726 950 рублей.

- дата отгрузки по счету-фактуре N 3837 - апрель 2006 г., налоговая база - 1 950 892,68 рублей. Между тем, согласно книге продаж за июль 2006 г., реализация по счету-фактуре N 3837 составляет 1 997 937 рублей.

- дата отгрузки по счету-фактуре N 6984 - май 2006 г., налоговая база - 6 872 570,34 рублей. Между тем, согласно книге продаж за июль 2006 г., реализация по счету-фактуре N 6984 составляет 7 082 365 рублей.

- дата отгрузки по счету-фактуре N 6994 - май 2006 г., налоговая база - 1 950 892,68 рублей. Между тем, согласно книге продаж за июль 2006 г., реализация по счету-фактуре N 6994 составляет 1 957 071 рублей.

- дата отгрузки по счету-фактуре N 7004 - май 2006 г., налоговая база - 7 550 237,90 рублей. Между тем, согласно книге продаж за июль 2006 г., реализация по счету-фактуре N 7004 составляет 7 663 217 рублей.

Доводы ответчика суд считает необоснованными, исходя из следующего.

По указанным счетам-фактурам, отраженным в книге продаж за июль 2006 г. N 12, 3837, 6984, 6994 (т. 2 л.д. 34 - 39) реализация по ставке НДС 0% была заявлена в уточненной налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за июль 2006 г., что подтверждается реестром судорейсов за июль 2006 г., реестром документов, подтверждающих применение ставки 0% за июль 2006 г., реестром за июль 2006 г. по коду N 1010414 (т. 1 л.д. 57, 67 - 69). Указанные счета-фактуры отражены в реестре судорейсов за N 74, 241, 243.

Указанные документы, в том числе и по ставке 0%, представлены Обществом к уточненной налоговой декларации по ставке 0% сопроводительным письмом от 01.09.2006 г. N 067-00-2/751 (т. 2).

При этом, как следует из указанного письма, документы, необходимые для подтверждения ставки 0%, в том числе реестр документов по выручке и заявленным налоговым вычетам, контракты, инвойсы, счета-фактуры, бункерные расписки, таможенные декларации, выписки банка, свифты и иные документы, в налоговый орган представлены. Обществом также разъяснен порядок принятия к вычету сумм НДС за рассматриваемый период по строке 010 по коду операции 1010414, в том числе, по счетам-фактурам, поступившим в ОАО "ДВМП" до 01.07.2007 г. Правомерность применения ставки НДС 0% по данному коду операции (1010414) в решении Инспекции N 498 от 21.11.06 г. подтверждена (т. 2 л.д. 19).

По счету-фактуре N 2630 от 27.03.2006 г. ставка НДС 0% заявлена в налоговой декларации за июнь 2006 г. В налоговый орган представлены документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0%, что подтверждается сопроводительным письмом от 20.07.2006 г. N БД-067-00-2/626 (т. 2 л.д. 50).

Ставка НДС 0 процентов подтверждена решением Инспекции от 20.10.2006 г. N 456 (т. 2, л.д. 26 - 33).

При этом, в указанных решениях конкретно не указаны счета-фактуры, по которым подтверждена ставка НДС 0 процентов. Вместе с тем, к каждой декларации налогоплательщиком представлялся реестр судорейсов. Сопоставление этих документов подтверждает, что выводы заявителя по этим счетам-фактурам о подтверждении ставки 0 процентов в решениях N 498 от 21.11.2006 г. и от 20.10.2006 г. N 456 являются обоснованными. За 2006 год ставка НДС подтверждена заявителю полностью, в том числе, и по указанным счетам-фактурам.

По остальным счетам-фактурам, указанным в книге продаж за июль 2006 г. (N 11231 от 24.07.2006 г., N 11237 от 24.07.2006 г., N 11232 от 24.07.06 г. - т. 2, л.д. 34, 44 - 46) ставка НДС 18% применена ответчиком неправильно.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов по указанным операциям налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ.

Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ операции по перемещению припасов подлежат обложению по ставке 18% по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме перемещения припасов при условии, что до окончания указанного срока налогоплательщик не представил пакет документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0 процентов по указанным операциям.

Как следует из представленных Обществом доказательств, по этим счетам-фактурам от 24.07.2006 г. налоговым органом начислен НДС по ставке 18% до истечения 180-дневного срока, предусмотренного для сбора документов по п. 1 ст. 165 НК РФ.

Доводы ответчика о том, что суммы в рублевом эквиваленте, указанные в книге продаж, не соответствуют курсу доллара, судом не принимаются. То, что при пересчете поступившей в валюте выручки допущена ошибка, заявителем не оспаривается.

Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на налоговые обязательства налогоплательщика, так как правомерность применения ставки 0 процентов Обществом подтверждена.

При таких обстоятельствах суд считает, что решения Инспекции в оспариваемых частях не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и положениями главы 25.3 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд


решил:



признать недействительным, не соответствующим НК РФ, решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.11.2006 г. N 498 "О частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов", вынесенное в отношении ОАО "Дальневосточное морское пароходство", в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по НДС на сумму реализации работ (услуг) в размере 80433716 руб.; отказа в возмещении НДС за июль 2006 г. в сумме 12641750 руб.

Признать недействительным, не соответствующим НК РФ, решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.11.2006 г. N 344 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное в отношении ОАО "Дальневосточное морское пароходство", в части начисления НДС за июль 2006 г. в размере 4833192 руб.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в пользу ОАО "Дальневосточное морское пароходство" расходы по госпошлине в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014