О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДПИ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ ПРИ НИЗКОМ УРОВНЕ ЦЕН НА НЕФТЬ. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.02.2015 N 03-06-07-01/5869Разделы: НДПИ. Прочие вопросы налогообложения, Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о возможных изменениях принятого Федерального закона от 24.11.2015 N 366-ФЗ в части налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых и взимания таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты (далее - налоговый маневр) при низком уровне цен на нефть и сообщает. При подготовке в 2013 - 2014 годах налогового маневра проводился анализ экономических последствий его принятия, в том числе на формирование цены на топливо внутри страны. В соответствии с существовавшим на тот момент макроэкономическим прогнозом инкрементальный (то есть обусловленный только маневром, при прочих равных условиях) рост цен на топливо на внутреннем рынке мог составить до 3 рублей на 1 литр топлива в год. В условиях равнодоходности поставок нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок внутренняя цена во многом определяется ставкой экспортной пошлины - чем ниже пошлина, тем ближе внутренняя цена к экспортной. По оценкам Минфина России, при низких ценах на нефть налоговый маневр реализует оптимальный сценарий регулирования для цен внутреннего рынка. С точки зрения массового потребителя сценарий налогового маневра оказывается лучше, чем два других - налоговые условия 2014 года и установленные до маневра налоговые параметры с учетом экспортной пошлины на мазут на уровне 100% экспортной пошлины на нефть начиная с 2015 года. Это связано с тем, что для предотвращения чрезмерного роста цен в рамках маневра были существенно снижены фиксированные, не зависящие от нефтяных цен рублевые ставки акциза на моторное топливо (бензин и дизельное топливо). В условиях низких цен на нефть маржинальное снижение ставок экспортных пошлин на это топливо в абсолютном выражении даже с учетом девальвации рубля оказалось меньше снижения ставок акциза, что обеспечивает минимальное давление на цены внутреннего рынка по сравнению с другими сценариями. Аналогичные выводы можно сделать и для сектора нефтепереработки: показатель EBITDA (показатель, рассчитываемый на основании финансовой отчетности компании и служащий для оценки прибыльности основной деятельности компании) этого сектора в условиях свободного ценообразования устойчив к уровню цен на нефть, а условия функционирования сектора в 2015 году оказываются лучше, чем при введении 100%-ной пошлины на мазут. Поскольку цены на внутреннем рынке меняются вслед за ценой экспортной альтернативы, операционные затраты номинированы в рублях, а доля расходов на уплату пошлины в выручке снижается по мере снижения цены нефти. Кроме того, основная часть капитальных и операционных затрат в отрасли номинирована в рублях. Девальвация рубля не приводит к одномоментному пропорциональному росту этих расходов в долларах США, так как по большей части они состоят из рублевых затрат на электроэнергию, амортизацию оборудования, зарплат и отчислений на социальное страхование. Доля расходных материалов в затратах может составлять 15 - 20%, поэтому удвоение их стоимости приводит к аналогичному росту совокупных затрат. При этом указанный выше рост затрат полностью компенсируется девальвацией рубля, в результате денежный поток отрасли, выраженный в рублях, по оценкам Минфина России, по мере снижения цены на нефть оказывается выше на 30 - 40%, чем при цене нефти 100 долларов США за баррель нефти. Таким образом, предварительный анализ эффектов налогового маневра в условиях новой экономической ситуации в России показывает практически полное отсутствие краткосрочных системных рисков в нефтяной отрасли, которые были бы обусловлены этой реформой. Резкое снижение операционной доходности в секторе нефтедобычи в декабре 2014 - январе 2015 года не носит системного характера. При стабилизации цены нефти или ее росте операционная доходность организаций нефтедобывающего и перерабатывающего секторов выйдет на стабильный показатель, при этом рост цен на бензин должен остаться в пределах запланированного. В связи с вышеизложенным, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, необходимость внесения каких-либо изменений в налоговый маневр в настоящее время отсутствует. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 11.02.2015 © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка) |
Налоги: НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН Бухучет: Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность Документы: Судебная практика по налоговым спорам (ФАС) Кодексы: НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ Разное: Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| - |