Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






Р. Демьянов

ЛОТЕРЕЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Разделы: Налоги, налогообложение и налоговый учет

В статье рассмотрены основные вопросы деятельности, связанной с организацией и проведением лотерей.

        Законодательные нормы

Правовые основы деятельности по проведению лотерей установлены Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ "О лотереях" (Закон 138-ФЗ), а также главой 58 Гражданского кодекса (ГК).

Согласно статье 2 Закона 138-ФЗ лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Лотереи, в зависимости от организатора, подразделяются на государственные и негосударственные (п. 5 статьи 3 Закона 138-ФЗ). В последнем случае в качестве организатора могут выступать муниципальные образования или юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством и находящиеся на территории нашей страны.

Следует отметить, что все проводимые на территории РФ лотереи, в зависимости от территории проведения, должны быть включены в Единый государственный реестр лотерей или Государственный реестр всероссийских лотерей, Регламент по ведению которых утвержден Приказом Минфина России от 25.10.2007 №93н. В соответствии с п. 2 данного Приказа ведение реестра лотерей входит в компетенцию Федеральной налоговой службы.

Кроме того, исполнение ФНС государственной функции регулируется Приказом Минфина России №66н и Постановлением Правительства РФ №338. Так, согласно п. 2 последнего документа, помимо ведения реестра лотерей, в компетенцию ФНС входит:
  • выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей;
  • рассмотрение уведомлений о проведении стимулирующих лотерей.

В свою очередь организатор лотереи должен получить от уполномоченного органа разрешение на ее проведение.

Заявление о предоставлении данного разрешения составляется в произвольной форме (п. 6 статьи 6 Закона 138-ФЗ). В нем необходимо указать вид проводимой лотереи и срок ее проведения. Не следует забывать и о комплекте документов, необходимых для получения разрешения на проведение конкретной лотереи, который должен включать:
  • условия лотереи;
  • нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
  • макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
  • правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
  • технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
  • описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
  • засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
  • бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;
  • выданную налоговыми органами справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
  • порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
  • порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
  • порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
  • порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Приведенный перечень документов является закрытым. Несоответствие пакета документов указанному выше перечню может стать основанием для отказа в выдаче разрешения на проведение лотереи (пп. 1 п. 4 статьи 6 Закона 138-ФЗ). Кроме того, налоговики могут отказать хозяйствующим субъектам в случае представления последними в документах недостоверных сведений при наличии задолженности по уплате налогов и сборов или при возбуждении в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

На рассмотрение соответствующего заявления контролирующим органам отводится не более 2-х месяцев со дня его получения (п. 3 статьи 6 Закона 138-ФЗ). При положительном решении заявителю выдается разрешение не более чем на 5 лет (п. 1 статьи 6 Закона 138-ФЗ).

Особенностью стимулирующей лотереи является то, что призовой фонд формируется полностью за счет средств организатора (пп. 2 п. 3 статьи 3 Закона 138-ФЗ). Для проведения данной лотереи достаточно направить соответствующее уведомление, в котором следует указать срок, способ, территорию ее проведения, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, и, собственно, информацию об организаторе такой лотереи (п. 2 статьи 7 Закона 138-ФЗ).

Организаторы лотерей (кроме стимулирующих) обязаны ежеквартально осуществлять целевые отчисления в размере не менее 10% выручки, полученной от проведения лотереи (п. 2 статьи 11 Закона 138-ФЗ). Данные средства направляются на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, туризма, охраны окружающей среды и на благотворительные цели. Более конкретные цифры (долю целевых отчислений), а также мероприятия, на которые направляются целевые отчисления, утверждаются организатором лотереи и доводятся до контролирующих органов на стадии представления заявления на получение разрешения на проведение лотереи. В свою очередь налоговики проконтролируют целевое использование выручки от проведения лотереи. Если будут выявлены нарушения, организация может поплатиться штрафом от 100 000 до 500 000 руб., при этом должностные лица могут "отстегнуть" за нецелевое использование средств от 4000 до 20 000 руб. (п. 2 ст. 14.27 КоАП РФ).

Согласно п. 1 статьи 17 Закона 138-ФЗ призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. Причем отказ в выплате (передаче, предоставлении) выигрыша может закончиться для организатора протоколом об административном правонарушении и наложением штрафа на организацию от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц - от 2000 до 5000 руб. (п. 3 статьи 14.27 КоАП).

Если по результатам проведения лотереи (за исключением стимулирующей) остались невостребованные выигрыши (в том числе и денежные эквиваленты выигрышей в натуре), то на основании п. 7 статьи 20 Закона 138-ФЗ они депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного гражданским законодательством общего срока исковой давности, то есть в течение 3-х лет (статья 196 ГК). Если в течение этого срока выигрыши так и не обрели своего хозяина, то указанные суммы подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня.

        Налог на прибыль

Выручка, получаемая организаторами от реализации лотерейных билетов, включается в состав облагаемых доходов при исчислении налога на прибыль организаций на основании статьи 249 НК.

По общим правилам полученные от осуществления деятельности доходы хозяйствующий субъект вправе уменьшить на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК) при условии, что они являются обоснованными (связанными с проведением лотерей), документально подтвержденными и осуществлены самим налогоплательщиком (статья 252 НК).

Данным требованиям, по мнению автора, вполне удовлетворяют расходы на формирование призового фонда лотереи, за участие в которой вносится плата, а также уплачиваемое посредникам вознаграждение за распространение лотерейных билетов, поскольку они непосредственно связаны с деятельностью организатора лотереи, направленной на получение дохода. Таким образом, данные расходы учитываем при исчислении налога на прибыль в момент розыгрыша призов.

К числу учитываемых при определении налогооблагаемой базы затрат относятся и расходы, направленные организаторами на целевые отчисления от лотерей (кроме стимулирующих), осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством РФ. Основанием для списания данных затрат является пп. 19.2 п. 1 статьи 265 НК.

Что касается стимулирующих лотерей, то затраты на их проведение следует рассматривать для целей исчисления налога на прибыль как рекламные расходы, поскольку природа данного вида лотерей тесно связана, как правило, с продвижением на рынке торговой марки организации и привлечением новых клиентов (Письмо Минфина России от 29.08.2008 №03-03-06/1/485).

Таким образом, при определении налоговой базы данные затраты списываем в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 статьи 264 НК с учетом положений п. 4 статьи 264 НК. Напомним, согласно данной норме расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.


Смотрите далее: "Лотерея: НДС, НДФЛ, страховые взносы".






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014