ПОРЯДОК УДЕРЖАНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО ДОХОДАМ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА
В случае когда проценты заемщиком не выплачиваются иностранному заимодавцу, а происходят их ежемесячное начисление и капитализация (увеличение основной суммы займа), датой получения дохода будет являться дата причисления процентов к сумме основного займа.
Об этом Письмо ФНС РФ от 01.06.2011 N ЕД-4-3/8688@.
Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 309 Кодекса процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с п. 2 ст. 287 Кодекса российская организация или иностранная организация, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный п. 4 вышеуказанной статьи ), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Условиями договора предусмотрено, что проценты заемщиком не выплачиваются, а происходят их ежемесячная капитализация и увеличение основной суммы займа до 44,9 млн руб. за счет причисления к ней суммы начисленных процентов.
В результате заемщиком (налоговым агентом) по займу, полученному от иностранной организации, ежемесячно начислялись проценты, которые не перечислялись заимодавцу, а причислялись (капитализировались) к сумме основного долга и в следующем месяце участвовали при расчете процентов.
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 310 Кодекса, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.
Международной практикой заключения договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения разработан термин ''фактический получатель дохода''. Он содержится, в частности, в статьях ''Дивиденды'', ''Проценты'', ''Роялти'' действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, а также в таких источниках международного налогового права, как модели налоговой Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организации Объединенных Наций (ООН) и в официальных комментариях к ним.
Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно при условии заключения гражданско-правового договора. Помимо этого, для признания лица в качестве ''фактического получателя дохода'' данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, определяющим дальнейшую ''экономическую судьбу'' полученного дохода ( Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2006 N 03-08-02).
В данном случае заимодавец, в соответствии со своими правами в отношении начисляемых на сумму займа процентов, при заключении договора фактически определил их дальнейшую экономическую судьбу, распорядившись этими процентами по своему усмотрению.
При этом в соответствии с общим порядком признания доходов и расходов для целей налогообложения при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств ( ст. 272 Кодекса).
Также абз. 2 п. 4 ст. 328 Кодекса предусматривает определение суммы расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.
Следовательно, заемщик должен выполнить обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога в бюджет с суммы начисляемых процентов.
Поскольку налог должен быть удержан и уплачен в бюджет налоговым агентом из средств налогоплательщика - иностранной организации (заимодавца), налоговый агент, по мнению ФНС России, должен перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив доход иностранной организации (заимодавца), подлежащий в соответствии с условиями договора причислению к основной сумме займа.