Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы







ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2008 N 17АП-1484/2008-АК ПО ДЕЛУ N А50-16821/2007


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2008 г. N 17АП-1484/2008-АК



Дело N А50-16821/2007


(извлечение)



Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.03.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от заявителя (ИП М.) - Т., паспорт 5703 429178, доверенность от 30.08.2007,

от ответчика (Межрайонная ИФНС России N 9 по Пермскому краю) - В., удостоверение УР 348022, доверенность от 09.01.2008,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя

ИП М.

на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 января 2008 года

по делу N А50-16821/2007,

принятое

по заявлению ИП М.

к Межрайонной ИФНС России N 9 по Пермскому краю

о признании решения недействительным


установил:



ИП М. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения от 10.08.2007 N 3022 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом сроки для бесспорного взыскания соблюдены, у налогового органа имеется право на бесспорное взыскание штрафа.

Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Полагает, что согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ под оформлением результатов налоговой проверки понимается не только вынесение акта проверки, но и решения по результатам данной проверки, в связи с чем в отношении вступления в силу решения о привлечении к ответственности подлежит применению законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, которым не было предусмотрено отдельного срока для вступления итогового решения по результатам налоговой проверки в законную силу. Срок для выставления требования следует исчислять по новым правилам - 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения, то есть со дня его вынесения. В связи с этим требование должно быть вынесено не позднее 18.05.2007, фактически требование было вынесено 22.06.2007, т.е. с пропуском срока на 25 рабочих дней. В связи с чем и решение о взыскании за счет денежных средств также вынесено с нарушением установленного законом срока. Также считает, что с 01.01.2007 у налоговых органов отсутствуют полномочия на бесспорное взыскание штрафов. Согласно п. 10 ст. 46 НК РФ положения о бесспорном взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, в то время как возможности бесспорного взыскания штрафа на сегодняшний день НК РФ не предусматривает.

Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, в котором против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Считает, что налоговым органом процедура бесспорного взыскания осуществлена в соответствии с законом.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ИП М. проведена выездная налоговая проверка, которая начата 24.10.2006 и окончена 26.01.2007, по результатам проверки составлен акт от 02.02.2007 N 13-28/8 (л.д. 10-24) и вынесено решение от 03.05.2007 N 13-28/33дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 25-40).

Названным решением предпринимателю доначислен НДС в сумме 3410 руб., единый налога, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, в сумме 370 623 руб. 60 коп., пеня за его неуплату в сумме 106 878 руб. 15 коп., также он привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕНВД в виде штрафа в сумме 532 руб. 60 коп., а также за неполную уплату единого налога, уплачиваемого при применении УСН, в виде штрафа в сумме 74 124 руб. 72 коп.

На уплату указанных сумм выставлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 240 от 22.06.2007 г., которым предпринимателю предлагалось погасить задолженность в срок до 02.07.2007 г. (л.д. 41-42).

В связи с неисполнением требования в установленный срок, вынесено решение от 10.08.2007 N 3022 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (л.д. 8).

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Поскольку данная налоговая проверка начата 24.10.2006 и окончена 26.01.2007, акт проверки вынесен 02.02.2007, то с учетом вышеназванной нормы при проведении проверки и оформлении ее результатов (акта проверки) подлежат применению положения, действующие до вступления в силу указанного Федерального закона.

Однако данное положение Закона не применяется в отношении вынесения и вступления в силу решения по результатам проверки, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии со ст. 100 НК РФ оформление результатов выездной проверки заканчивается составлением акта налоговой проверки.

Следовательно, сроки для вынесения решения по результатам рассмотрения акта и материалов проверки и вступления его в силу следует исчислять в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Данная норма закона, устанавливая срок для вступления решения в силу и предусматривая право налогоплательщика на апелляционное обжалование решения суда, предусматривает для налогоплательщиков более благоприятные условия по сравнению с ранее действующим законодательством. Таким образом, при применении в отношении решения о привлечении к ответственности положений п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговым органом законные интересы налогоплательщика не нарушены.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что вступление в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, относится к процедуре исполнения решения, то есть - в рассматриваемом случае - к взысканию налога, пеней и налоговых санкций.

Согласно п. 18 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, взыскание налоговых санкций по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.05.2007 N 13-28/33дсп, должно производиться в порядке, действующем после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Согласно ст. 101.3 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В силу п. 2 ст. 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Поскольку апелляционная жалоба на решение от 03.05.2007 N 13-28/33дсп не подавалась, данное решение было получено предпринимателем лично 06.06.2007, то с учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ оно вступило в силу 21.06.2007.

Требование об уплате налога, сбора, пени и штрафных санкций N 240 направлено предпринимателю 22.06.2007 г., которым предпринимателю предложено уплатить задолженность в срок до 02.07.2007 (л.д. 41-42).

Налогоплательщик в апелляционной жалобе указывает, что следует применять законодательство, действующее до вступления Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в отношении вынесения решения по результатам проверки и вступления его в силу, а в отношении направления требования следует руководствоваться новым законодательством. Однако, поскольку срок для выставления требования исчисляется непосредственное с момента вступления в силу соответствующего решения, данная позиция фактически приводит к применению прежней реакции закона в отношении сроков направления требования, что не соответствует закону и направлено на то, чтобы опорочить оспариваемое решение.

Поскольку в добровольном порядке в указанный в требовании срок задолженность уплачена предпринимателем не была, инспекцией вынесено решение от 10.08.2007 N 3022 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

Согласно ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8).

В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 10).

Из материалов дела следует, что налоговым органом процедура бесспорного взыскания, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, соблюдена: решение по результатам выездной налоговой проверки вынесено 03.05.2007, вручено предпринимателю 06.06.2007, вступило в законную силу 21.06.2007, требование выставлено 22.06.2007, со сроком исполнения до 02.07.2007, оспариваемое решение N 3022 вынесено пределах установленного п. 3 ст. 46 НК РФ срока, направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом и получено им 18.08.2007.

Довод жалобы о том, что с 01.01.2007 у налоговых органов отсутствуют полномочия на бесспорное взыскание штрафов, поскольку согласно п. 10 ст. 46 НК РФ положения о бесспорном взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, в то время как возможности бесспорного взыскания штрафа на сегодняшний день Налоговым кодексом РФ не предусматривает, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен.

Статья 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) устанавливала правило о том, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке независимо от размера.

Согласно пункту 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и(или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае если сумма штрафа, налагаемого на организацию, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и(или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.

Статьей 103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ) был установлен специальный порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, в соответствии с которым решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

На основании Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ признан утратившим силу пункт 7 статьи 114 НК РФ, а также статья 103.1 НК РФ, устанавливающая особый порядок взыскания штрафных санкций.

Статьей 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года. В силу положений пункта 18 статьи 7 данного Закона новые правила применяются только в отношении решений налоговой инспекции, вынесенных после 31.12.2006 г. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ.

Исходя из анализа указанных норм, с 01.01.2007 штрафы за налоговые правонарушения независимо от размера не подлежат взысканию в судебном порядке при условии, если решение налогового органа вынесено после 31.12.2006, за исключением случаев, оговоренных в п. 2 ст. 45 НК РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Пункт 10 статьи 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ) устанавливает специальное правило о том, что положения указанной статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Иного порядка взыскания штрафных санкций Налоговый кодекс РФ не содержит.

Таким образом, рассмотренный довод предпринимателя является необоснованным, в противном случае с 01.01.2007 отсутствовала бы возможность взыскания налоговых санкций как в судебном, так и бесспорном порядке.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании закона и удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд


постановил:



решение Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2008 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014