В ИнформацииУФНС РФ по Краснодарскому краю от 23.06.2007 разъясняется порядок привлечения к уплате земельного налога налогоплательщиков, не имеющих правоудостоверяющих документов, земельные участки которым предоставлены на основании решений органов местного самоуправления.
Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками по земельному налогу являются документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Учитывая положение статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса РФ о платности использования земли, организации и физические лица, не оформившие правоудостоверяющие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды, обязаны уплачивать земельный налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем в сведениях, передаваемых органами Роснедвижимости налоговым органам края, не учтены в полном объеме земельные доли физических лиц, имеющихся в базе данных налоговых органов по состоянию на 1.01.2006, находящихся в общей долевой собственности, прежде всего физических лиц - собственников земельных паев.
В соответствии с действующим законодательством налоговая база по земельным паям собственников - физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, а также органов местного самоуправления.
Согласно Приказу Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и Рекомендаций по ее заполнению" в сведениях, предоставляемых органами муниципальных образований, должна содержаться информация о каждом земельном участке, однако названные Сведения не содержат в полном объеме нужной информации.
Исходя из изложенного, налоговым органам следует проводить работу во взаимодействии с органами муниципальных образований по выявленным при проведении контрольных мероприятий нарушениям, для принятия мер оперативного воздействия, а также взыскания в судебном порядке земельного налога за пользование земельными участками без государственной регистрации соответствующих прав и незаконным использованием земельных участков.
В отношении собственников земельных долей (паев), получивших земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации как правообладателей и, следовательно, признаваемых налогоплательщиками земельного налога, которые должны также исполнять обязанности по уплате земельного налога:
- с сельскохозяйственными организациями, являющимися арендаторами земельных долей (паев), на предмет представления списков дольщиков органам муниципальных образований;
- органами муниципальных образований относительно представления в налоговые органы легитимных сведений о лицах, являющихся собственниками земельных долей (паев);
- органами муниципальных образований в отношении инициирования ими заявлений в суды об изъятии земельных долей (паев) из собственности лиц, местонахождение которых неизвестно и которыми не уплачивается земельный налог, в государственную собственность, в соответствии с законодательством (статья 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".