ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС ПРИ ПЕРЕУСТУПКЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ ДРУГОЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Российская организация, осуществившая до 1 января 2010 года переуступку приобретенных у иностранной организации прав требования по кредитному договору другой российской организации, должна представлять в налоговые органы по месту постановки на учет декларацию по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором данные операции фактически осуществлены, и уплатить налог в бюджет Российской Федерации в порядке и сроки, установленные ст. 174 НК РФ.
Об этом Письмо Минфина РФ от 19.05.2010 N 03-07-08/152.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. При этом следует отметить, что уступка прав требования по кредитному договору в целях данной статьи относится к услугам.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
В связи с тем что услуги по уступке прав требования по кредитному договору к работам (услугам), перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, местом реализации этих услуг, оказываемых иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, российской организации, территория Российской Федерации не признается и такие операции объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. Поэтому у российской организации, приобретающей такие услуги, не возникает обязанности отражать указанные операции в налоговой отчетности и, соответственно, уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации в качестве налогового агента.
Что касается услуг по переуступке российской организацией указанных прав требования по кредитному договору другой российской организации, то до 1 января 2010 г. налогообложение налогом на добавленную стоимость данных операций на территории Российской Федерации осуществлялось в порядке, установленном положениями п. 1 ст. 146 , п. 4 ст. 155 и п. 3 ст. 164 Кодекса, согласно которым эти операции являлись объектом налогообложения и подлежали налогообложению по ставке в размере 18 процентов. При этом налоговая база определялась как сумма превышения суммы доходов, полученных при последующей переуступке прав требования по кредитному договору, над суммой расходов на приобретение указанного требования.