Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Об этом Письмо ФНС РФ от 04.05.2010 N ШС-37-3/1158.
В соответствии с пп. 2 п. 2 данной статьи право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных данной статьей.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.
Территориальный налоговый орган, проверяя обоснованность права налогоплательщика на применение заявительного порядка возмещения НДС, кроме прочего, сверяет данные банка, выдавшего гарантию, с соответствующими данными, указанными Минфином России в перечне.
Вместе с тем состав реквизитов размещенного Минфином России перечня не позволяет налоговым органам в полном объеме реализовать свои полномочия по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, так как содержит только следующие реквизиты:
1. N по порядку.
2. Наименование региона.
При этом под термином ''наименование региона'' понимается определение региона территориального управления Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего надзор за деятельностью банка, указанного в перечне (по информации, полученной от Банка России в рабочем порядке), тогда как буквальное толкование данного реквизита предполагает место нахождения банка.
3. Регистрационный номер - указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный Банком России.
4. Наименование кредитной организации - указывается сокращенное наименование банка, например: ООО ''РКБ'', ООО ''М плюс'', АБ ''БФП'' (ЗАО), ОАО ''ГПБ'', ОАО ''НББ'', ЗАО ''БМИ'', ООО ''ПЧРБ'', ЗАО ''ТКБ'', ОАО ''ПСКБ'', ЗАО ''БСЖВ'', ОАО ''КУБ''.
Кроме того, в указанном перечне отсутствует информация о дате включения банка в перечень (исключения из перечня), что не позволяет достоверно определить промежуток времени, когда банк действительно соответствовал критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса.
Невозможность четко идентифицировать банк ввиду недостаточности реквизитов перечня либо различного толкования значений имеющихся в перечне реквизитов осложняет работу налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС, непосредственно банкам, выдающим гарантии, и налоговым органам, что повышает риски возникновения дополнительных налоговых споров с налогоплательщиками.
Принимая во внимание, что ФНС России не является органом государственной власти, ответственным за формирование перечня и его поддержание в актуальном состоянии, но в то же время учитывая необходимость систематического применения данных из перечня территориальными налоговыми органами, специалисты ФНС РФ предлагают:
Наличие всех трех реквизитов позволит налоговому органу достаточно достоверно идентифицировать банк даже в случае возникновения ошибки в каком-либо из реквизитов.
2. Предусмотреть в составе реквизитов перечня данные о дате включения банка в перечень (исключения из перечня) либо дате начала соответствия банка установленным критериям со ссылкой на дату и номер соответствующего письма Банка России.
3. Для упорядочения нормативно-правового регулирования ведения данного списка банков предлагаем рассмотреть возможность издания Банком России и Минфином совместного нормативно-правового акта (распоряжения, приказа и т.п.), утверждающего перечень банков.
Это позволит:
разграничить ответственность ведомств,
упорядочить внесение в перечень новых банков и исключение из перечня банков, переставших соответствовать критериям,
четко определять дату, с которой банк уполномочен выдавать такие гарантии.