Средства в виде субсидий, выделяемых коммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий программы занятости населения, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Об этом Письмо Минфина РФ от 02.12.2009 N 03-07-04/07.
В соответствии с Письмом Департамента от 01.09.2009 N 03-07-11/215 общественные работы (в частности, работы по благоустройству территории, ремонту помещений и т.п.), выполняемые в рамках договоров, заключенных между работодателями, трудоустраивающими работников, и центрами занятости населения, и оплачиваемые за счет бюджетных средств, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 40 Кодекса для целей налогообложения применяется цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. При этом Кодексом порядок определения цены товаров (работ, услуг) не регулируется. Соответственно, формирование цены общественных работ исходя только из оплаты труда работников, участвующих в указанных работах, и начислений на данную оплату труда не является основанием для неприменения налога на добавленную стоимость в отношении таких работ.
Что касается налога на прибыль организаций, то при определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, которые имеют право напрямую получать средства из бюджета.
Перечень таких юридических лиц поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, такие организации не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Кодексе и Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации. Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии с вышеуказанной ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возникает экономическая выгода.