Органы государственных внебюджетных фондов не имеют бюджетной сметы. Доходы и расходы таких фондов утверждаются законами о бюджете этих фондов на соответствующий год. При этом средства бюджетов государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Об этом Письмо Минфина РФ от 23.09.2008 N 03-04-07-02/17.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к суммам, не подлежащим налогообложению единым социальным налогом, относятся суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
Данная норма применяется при выплате работникам материальной помощи за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми из бюджета.
В связи с этим специалисты Минфина полагают, что под организациями, финансируемыми из бюджета, следует понимать бюджетные учреждения, деятельность которых согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Вышеуказанная норма Кодекса не распространяется на выплаты сумм материальной помощи, производимые органами государственных внебюджетных фондов своим работникам, на основании следующего.
Согласно нормам действующего бюджетного законодательства, а также положениям нормативно-правовых актов, определяющих статус государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных фондов), внебюджетные фонды, являясь финансово-кредитными учреждениями, не имеют статуса бюджетных учреждений.
Средства федерального бюджета выделяются органам государственных внебюджетных фондов исключительно на цели, установленные действующим законодательством, включая осуществление выплат пенсий, пособий.
Норма, установленная п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о распространении положений данного Кодекса в отношении бюджетных учреждений на органы управления государственными внебюджетными фондами не может являться основанием для признания органов таких фондов бюджетными учреждениями.
Что касается исключения из ст. 11 Кодекса понятий ''бюджеты'' и ''внебюджетные фонды'', а также признания утратившей силу ст. 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой средства государственных внебюджетных фондов не включались в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, то данные поправки не изменили статуса средств бюджетов этих фондов и содержания термина ''бюджетное учреждение'', определенного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.