ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ОТХОДОВ В КАЧЕСТВЕ АКТИВОВ, ЕСЛИ ОНИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ ИЛИ ДЛЯ ПРОДАЖИ, А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Признание отходов в качестве активов, в случае если они могут использоваться в качестве сырья, материалов или для продажи, а также признание обязательств по утилизации отходов в балансе организации установлены положениями по бухгалтерскому учету.
Об этом Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 07-01-12/2602.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах и порядок организации их бухгалтерского учета установлены Положением по бухгалтерскому учету ''Учет материально-производственных запасов'' (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. При этом специальные нормы в отношении отходов содержатся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ''Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы'' (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, в бухгалтерском учете признаются оценочные обязательства, например, в связи с утилизацией отходов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ''Бухгалтерская отчетность организации'' (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
В соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н ''О формах бухгалтерской отчетности организаций'' организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса. При определении такой детализации следует учитывать, что в соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вопросы учета отходов регулируются специальными Федеральными законами - '' Об отходах производства и потребления'', '' Об использовании атомной энергии'', '' Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации'' и другими, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 N 1298 ''Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов'', от 11.05.2001 N 369 ''Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения'', от 11.05.2001 N 370 ''Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения'' и другими и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами других министерств и ведомств (например, Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 ''Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами'').
Для раскрытия организациями в бухгалтерской отчетности дополнительной информации о природоохранных мероприятиях Минфином России издан документ N ПЗ-7/2011 ''О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организаций'' (Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 27.05.2011 N 07-02-18/02), размещенный на официальном сайте Минфина России в Интернете - раздел ''Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Законодательные и иные нормативные правовые акты - Обобщение практики применения законодательства''). Указанным документом предусмотрено в том числе раскрытие данных о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты организации.