ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ содержит необходимые нормы, позволяющие обеспечить качественную закупку технических средств реабилитации инвалидов у добросовестных участников рынка путем установления со стороны заказчика требований к участникам размещения заказа, корректных технических требований к оборудованию, к условиям его поставки, пусконаладке и гарантийному обслуживанию, а также путем использования механизмов обеспечения исполнения контракта, исполнения требований к гарантийному обслуживанию.
Об этом Письмо Минфина РФ от 08.11.2011 N 02-11-00/4882.
Статья 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ''О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд'' (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) устанавливает обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов (ч. 1) , а также предусматривает возможные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, которые могут быть установлены заказчиком ( ч. 2 и 2.1 ) и Правительством Российской Федерации (ч. 3) .
В соответствии с ч. 2 ст. 22 , ч. 2 ст. 34 , ч. 1 , 4 ст. 41.6 , ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ документация о торгах и запрос котировок должны содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается к участию в торгах в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, а также в случае если заявка участника размещения заказа на участие в торгах не соответствует требованиям документации о торгах.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 , ч. 4 ст. 34 , ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик вправе, а в отдельных случаях обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. Данная мера направлена на защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от недобросовестных участников размещения заказов.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Кроме того, пп. 3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ установлена обязанность заказчика о включении в документацию о торгах требования к гарантийному обслуживанию и к расходам на обслуживание товара.
Вместе с тем следует отметить, что качество закупаемого товара напрямую связано с корректностью установленных технических требований к оборудованию. Механизмом по снижению вышеуказанных рисков может служить создание стандартных спецификаций предметов контрактов, систематизированных по видам экономической деятельности, в том числе с учетом особенностей поставок товаров, работ, услуг по классам, подклассам, а также группам, подгруппам.
Подготовку указанных спецификаций предлагается осуществить в рамках мероприятий по реализации п. п. 3 и 3.1 Плана разработки проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа, одобренного Правительством Российской Федерации 12 января 2011 г.
Министерство финансов Российской Федерации считает, что установление дополнительных требований к участникам размещения заказа при размещении заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов приведет к сокращению участников размещения заказов, что может повлечь существенный рост цен на технические средства реабилитации инвалидов и, как следствие, увеличение расходов бюджетных средств. Вместе с тем установление дополнительных требований, в том числе квалификационных требований, к участникам размещения заказов не гарантирует качества полученных товаров и услуг.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что квалификационные требования к участникам размещения заказа должны быть проверяемы, администрируемы, носить недискриминационный характер, Министерство финансов Российской Федерации не поддерживает предложения по установлению дополнительных требований к участникам размещения заказа в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов.