Основной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей. Эта обязанность, в частности, исполняется путем проведения налоговыми органами камеральных и выездных проверок.
НДС относится к косвенным федеральным налогам и в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет.
Ряд плательщиков НДС допускают злоупотребления при возмещении налога из бюджета. Из-за различных схем и махинаций с использованием фирм-однодневок бюджет теряет много млрд. руб. Это говорит о необходимости повышенного внимания к проверкам правильности исчисления налога, и прежде всего к проверкам обоснованности вычетов из бюджета.
Правомерность вычетов
Плательщика могут включить в план выездных проверок, если при камеральной проверке установлено, что доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 последних месяцев.
Камеральная проверка деклараций проводится в течение 3-х месяцев. При этих проверках налоговый орган может истребовать у плательщика необходимые пояснения - в случае выявления ошибок в декларации, а также противоречий между сведениями декларации и данными, имеющимися у налогового органа. Эти пояснения плательщик должен представить в 5-дневный срок.
Налоговый орган в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса (НК) истребует у плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения по операциям, осуществляемым на внутреннем и внешнем рынках.
Для этого используется база данных налоговых органов, информация из таможенных и пограничных органов, компетентных органов иностранных государств, правоохранительных органов. Согласно статье 93.1 НК налоговый орган вправе истребовать информацию или документы о деятельности проверяемого плательщика, информацию относительно его конкретной сделки у третьих лиц, по запросам у банков.
Основанием для налоговых вычетов служат счета-фактуры, которые выставляют все плательщики НДС. Полученные товары должны быть приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи и оприходованы; необходимо наличие документов, подтверждающих право на вычет (счета-фактуры поставщика, зарегистрированные в книге покупок).
Налоговые органы обращают внимание:
если предъявленные к вычету суммы НДС превышают 1 млн. руб. в год;
если соотношение вычетов и начислений превышает средний уровень по региону или отрасли;
если сумма вычетов резко возросла по сравнению с предыдущими периодами;
если в декларации отражены значительные суммы НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления;
если расчеты с другими налогоплательщиками произведены за наличный расчет или ведутся без использования денег (товарообменные сделки, векселя, зачет взаимных требований, соглашения об отступном, перевод долга и т.д.);
если налогоплательщик перешел на специальные налоговые режимы либо получил освобождение от налога по статье 145 НК;
если плательщик требует возместить НДС на расчетный счет;
на сделки, в которых участвует цепочка посредников (для определения реального поставщика, заплатившего НДС с реализации, а не с вознаграждения);
на суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, использованных при производстве и реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, а также на НДС, уплаченный в предыдущих налоговых периодах с сумм поступивших авансов на товары, облагаемые по ставке 0%.
Вычетам подлежит НДС:
предъявленный плательщику и уплаченный им при приобретении товаров на территории РФ либо уплаченный плательщиком при ввозе товаров в Россию;
уплаченный покупателями - налоговыми агентами, состоящими на учете в налоговых органах и исполняющими обязанности налогоплательщика, за исключением агентов, осуществляющих операции, указанные в п. 4, 5 статьи 161 НК;
по товарам, возвращенным покупателями, ранее уплаченный продавцом НДС в бюджет.
Иногда для получения вычета необходимо наличие иных документов:
при аренде государственного и муниципального имущества - счетов-фактур, выписываемых арендатором самостоятельно;
при принятии к вычету сумм НДС с авансов - счетов-фактур, выписываемых плательщиками самостоятельно;
по расходам на проезд в служебной командировке, расходам на наем жилого помещения; представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.
Приобретение товаров
Вычетам подлежат суммы НДС, которые исчисляются по расчетной ставке исходя из балансовой стоимости имущества, переданного продавцу. Эти требования на случаи взаимозачетов не распространяются. Налоговый вычет при проведении взаимозачетов применяется в сумме, соответствующей размеру требований, погашенных при взаимозачете, и перечисленной контрагентом отдельным платежным поручением.
Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров в случаях приобретения (ввоза) товаров:
используемых для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих налогообложению;
используемых для операций по производству и (или) реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ;
лицами, не являющимися налогоплательщиками либо освобожденными от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога;
для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых не признаются реализацией товаров.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций. При отсутствии такого учета НДС по приобретенным товарам вычету не подлежит и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, не включается.
Проверяющие обращают внимание и на случаи восстановления и уплаты "входного" НДС, ранее принятого к вычету:
при использовании имущества для операций, не облагаемых НДС, и для реализации вне территории РФ (оказание консультационных, бухгалтерских, рекламных услуг иностранным заказчикам);
при использовании имущества в том периоде, когда налогоплательщик получил освобождение от исчисления и уплаты НДС;
при передаче имущества: в уставный (складочный) капитал других организаций, паевых взносов в паевые фонды кооперативов; некоммерческим организациям для их основной уставной деятельности и т.п.; безвозмездно органам госвласти и местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
при переходе на УСН и ЕНВД суммы НДС восстанавливаются в периоде, предшествующем переходу;
по имуществу, которое было списано в связи с тем, что оно испорчено, похищено или пришло в негодность;
по товарам, которые впоследствии были использованы для экспортных операций;
по объектам недвижимости в течение 10 лет.
Восстановленные суммы НДС включают в расходы и учитывают при налогообложении прибыли.
При камеральной проверке возмещается сумма НДС, заявленная в декларации и рассчитанная как разница между общей суммой НДС и величиной налоговых вычетов, превышающей общую сумму исчисленного НДС. Если при проведении проверки нарушения не выявлены, налоговый орган принимает решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней и информирует об этом плательщика в течение 5 рабочих дней.
Если при камеральной проверке декларации суммы НДС, заявленной к возмещению, будут выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган составляет акт в течение 10 дней после окончания проверки. Плательщик, не согласный с положениями, изложенными в акте, имеет право в течение 15 дней со дня получения акта представить письменное возражение.
Решения по результатам проверки вступают в силу в 10-дневный срок. До вступления в силу плательщик вправе обжаловать решение в апелляционном порядке.